Varia
Главная тема
Древнеегипетская цивилизация существовала на протяжении около трех тысяч лет, при этом в исследованиях, посвященных египетской религии, на удивление мало внимания уделяется происходившим в то время изменениям. Отчасти это связано с представлением о «традиционности» египетского мировоззрения. При попытке же такие изменения отыскать возникают объективные сложности – количество письменных памятников, сохранившихся от ранних периодов египетской истории, сравнительно невелико, а имеющиеся ритуальные тексты сложны для интерпретации. Это побуждает исследователей обращаться к более поздним памятникам для восполнения текстуальных и смысловых лакун при изучении, например, «Текстов Пирамид».
В данном исследовании, опираясь на работы Ю.М. Лотмана, посвященные проблеме типологического изучения культур, мы постараемся предложить модель для описания религиозных памятников эпохи Древнего царства – царских и вельможеских гробничных текстов. Эти два типа источников («Тексты Пирамид» и «(авто)биографии») традиционно считаются радикально отличными с формальной и функциональной точек зрения, но мы исходим из того, что при всех различиях данные тексты создавались в рамках единой «картины мира» древнеегипетской элиты, общей для фараона и его ближайшего окружения. Поэтому единообразное описание этих текстов на языке топологии позволяет предложить «синхронный срез» египетских религиозных представлений и охарактеризовать свойственное Древнему царству восприятие сакрального пространства и принципы циркуляции в нем творческой божественной энергии, создав основу для сравнения с «картинами мира» более поздних периодов.
Предметом статьи является анализ иконографической эволюции виньеток 42-й главы «Книги Мертвых» на трех этапах.
I. В Новом Царстве вариативность виньеток 42-й главы была максимальной. Существовали два основных типа таких рисунков с несколькими подтипами. Первый тип виньеток представлен фризовыми изображениями (тип «А»), а второй тип содержит полноразмерные виньетки (тип «Б»). Виньетки типа «А» были связаны с названием изречения, предназначенного для того, чтобы избежать «резни в Гераклеополе» (рисунки буквально передают эти два слова: Sa.t и Nnj-nsw). Тип «Б» представляет собой «виньетки-таблицы», связанные со списками «Обожествления частей тела» (Gliedervergottung). II. В Третьем переходном периоде сформировался новый иконографический подтип виньеток типа «А» (A2a). Он был адаптирован для иератических копий «Книги Мертвых». III. В поздней традиции «Книги Мертвых» предшествовавшие типы иллюстраций 42-й главы исчезают, и появляется новый иконографический тип изображений, который наследует типу «Б». Иконография этих виньеток следующая: фризовые изображения богов, размещенные в одном или нескольких регистрах.
Таким образом, изобразительная традиция 42-й главы «Книги Мертвых» демонстрирует различные способы адаптации графических и текстовых программ оформления заупокойных свитков, показывая тысячелетний путь от «иероглифического» (вертикально ориентированный текст с иллюстрациями в форме двух различных типов виньеток «A» и «Б») к каноническому и «иератическому» (горизонтально ориентированный текст с новой формой изображений, тесно подчиненных ему или с виньетками 41-й главы).
Интервью
Книжная полка
Обзор книг:
- Астапова О.Р. Истоки сакрализации власти. Священная власть в древних царствах Египта, Месопотамии, Израиля. М.: Рипол-Классик, 2017 г. 490 с.
- Ладынин И.А. Снова правит Египет! Начало эллинистического времени в концепциях и конструктах позднеегипетских историографии и пропаганды. СПб.: Изд-во РХГА, 2017. 332 с.
Обзор книги: Quirke S. Exploring Religion in Ancient Egypt. The Atrium, Southern Gate, Chichester, West Sussex, UK; Malden, MA: John Wiley & Sons, Ltd, 2015. VIII, 271 p.
Рецензия на книгу: Henri II à Saint Germain en Laye. Une Cour Royale à la Renaissance. Paris, 2019, 183 р.