Preview

Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии

Расширенный поиск
№ 4 (2019)
Скачать выпуск PDF

Varia 

112-129 16
Аннотация
Первая задача статьи состоит в анализе конкретного религиозного движения реформационного направления внутри Армянской Апостольской церкви, изученного на полевых материалах 2000-х и 2010-х гг. Вторая задача статьи – в том, чтобы опереться на данный конкретный пример для попытки выявления, с использованием материалов из других движений реформистского плана, некоего универсального паттерна внутри христианской традиции – обостренного напряжения между принципом «чистой веры» и этнонациональной культурой.
130-145 23
Аннотация
В работе исследуется один из аспектов календарного мифа – семантика вставного времени. Показано, что в некоторых традициях (буряты, коми, обские угры и др.) вставной месяц в календарях, основное назначение которого состоит в упорядочении счета и учета времени, прямо соотносится с образом тайного, спрятанного и нежданного сына. Этот образ по ряду мотивов и структуре сопоставим с евангельским образом Иисуса, а также с героями евразийских эпосов, призванными спасать свой народ с наступлением конца света.

Главная тема 

11-34 27
Аннотация

Древнеегипетская цивилизация существовала на протяжении около трех тысяч лет, при этом в исследованиях, посвященных египетской религии, на удивление мало внимания уделяется происходившим в то время изменениям. Отчасти это связано с представлением о «традиционности» египетского мировоззрения. При попытке же такие изменения отыскать возникают объективные сложности – количество письменных памятников, сохранившихся от ранних периодов египетской истории, сравнительно невелико, а имеющиеся ритуальные тексты сложны для интерпретации. Это побуждает исследователей обращаться к более поздним памятникам для восполнения текстуальных и смысловых лакун при изучении, например, «Текстов Пирамид».

В данном исследовании, опираясь на работы Ю.М. Лотмана, посвященные проблеме типологического изучения культур, мы постараемся предложить модель для описания религиозных памятников эпохи Древнего царства – царских и вельможеских гробничных текстов. Эти два типа источников («Тексты Пирамид» и «(авто)биографии») традиционно считаются радикально отличными с формальной и функциональной точек зрения, но мы исходим из того, что при всех различиях данные тексты создавались в рамках единой «картины мира» древнеегипетской элиты, общей для фараона и его ближайшего окружения. Поэтому единообразное описание этих текстов на языке топологии позволяет предложить «синхронный срез» египетских религиозных представлений и охарактеризовать свойственное Древнему царству восприятие сакрального пространства и принципы циркуляции в нем творческой божественной энергии, создав основу для сравнения с «картинами мира» более поздних периодов.

35-50 20
Аннотация
Сфера изучения темпоральных характеристик такой архаичной культуры, как древнеегипетская, при общем росте количества публикаций на эту тему характеризуется очень слабой разработанностью проблематики. В распоряжении египтолога находится значительный корпус текстовых и изобразительных материалов, которые прямо или опосредованно связаны с временными представлениями, однако подавляющее большинство исследований в этой области не выходят за рамки представлений о наличии у древних египтян двух типов времени – циклического и линейного. При этом большое количество слов-терминов для обозначения разных типов времени заставляет предположить, что за ними стоят совершенно различные и подчас неожиданные для современного человека представления, связанные как с уровнем психофизиологии, так и с уровнем культурного осмысления. В данной статье рассматривается, каким образом и в какой мере эти термины могли характеризовать «личные» качества тех или иных египетских богов и сакральную сферу в целом, и впервые формулируются выведенные Я. Ассманом для джет и нехех отношения констелляции применительно к другим типам египетского времени.
51-67 27
Аннотация
Статья посвящена описанию сакральной топографии Египта и локализации мира иного в древнеегипетской мировоззренческой системе. Различные сакральные тексты, на первый взгляд, дают различную топографическую локализацию того света, однако его отдаленность, замкнутость, сокрытость и отсоединенность от иных «частей света» просматривается во всех источниках. Если обратиться к морфемному разбору слова Дуат, обозначающего иной мир в древнеегипетском языке, то его значение можно определить как «отдаленная даль», которую не увидеть и куда не добраться обычному человеку при жизни. Это обратная сторона видимого мира; мир, куда удалились боги и где происходит сложное и великое таинство воскресения.
68-111 28
Аннотация

Предметом статьи является анализ иконографической эволюции виньеток 42-й главы «Книги Мертвых» на трех этапах.

I. В Новом Царстве вариативность виньеток 42-й главы была максимальной. Существовали два основных типа таких рисунков с несколькими подтипами. Первый тип виньеток представлен фризовыми изображениями (тип «А»), а второй тип содержит полноразмерные виньетки (тип «Б»). Виньетки типа «А» были связаны с названием изречения, предназначенного для того, чтобы избежать «резни в Гераклеополе» (рисунки буквально передают эти два слова: Sa.t и Nnj-nsw). Тип «Б» представляет собой «виньетки-таблицы», связанные со списками «Обожествления частей тела» (Gliedervergottung). II. В Третьем переходном периоде сформировался новый иконографический подтип виньеток типа «А» (A2a). Он был адаптирован для иератических копий «Книги Мертвых». III. В поздней традиции «Книги Мертвых» предшествовавшие типы иллюстраций 42-й главы исчезают, и появляется новый иконографический тип изображений, который наследует типу «Б». Иконография этих виньеток следующая: фризовые изображения богов, размещенные в одном или нескольких регистрах.

Таким образом, изобразительная традиция 42-й главы «Книги Мертвых» демонстрирует различные способы адаптации графических и текстовых программ оформления заупокойных свитков, показывая тысячелетний путь от «иероглифического» (вертикально ориентированный текст с иллюстрациями в форме двух различных типов виньеток «A» и «Б») к каноническому и «иератическому» (горизонтально ориентированный текст с новой формой изображений, тесно подчиненных ему или с виньетками 41-й главы).

Интервью 

146-152 26
Аннотация
Анджей Нивинский – профессор Варшавского университета, специалист по древнеегипетской религии и профессиональный археолог, ученик крупнейшего польского археолога К. Михайловского. С 1999 г. А. Нивинский возглавляет Скальную миссию в Дейр эль-Бахри, исследующую скальный выступ над храмами Хатшепсут и Тутмоса III в поисках гробницы Херихора – верховного жреца Амона и основателя фиванской «теократии» на исходе Нового царства. Профессор А. Нивинский является также крупнейшим специалистом по саркофагам и папирусам III Переходного периода (XI–IX вв. до н. э.). Публикуемое далее интервью с профессором было проведено Н.В. Лаврентьевой в мае 2019 г. во время рабочей встречи международной группы, занимающейся подготовкой базы саркофагов эпохи III Переходного периода из тайника Баб эль-Гузус.

Книжная полка 

153-167 22
Аннотация

Обзор книг:

  • Астапова О.Р. Истоки сакрализации власти. Священная власть в древних царствах Египта, Месопотамии, Израиля. М.: Рипол-Классик, 2017 г. 490 с.
  • Ладынин И.А. Снова правит Египет! Начало эллинистического времени в концепциях и конструктах позднеегипетских историографии и пропаганды. СПб.: Изд-во РХГА, 2017. 332 с.
168-173 17
Аннотация

Обзор книги: Quirke S. Exploring Religion in Ancient Egypt. The Atrium, Southern Gate, Chichester, West Sussex, UK; Malden, MA: John Wiley & Sons, Ltd, 2015. VIII, 271 p.

174-179 20
Аннотация

Рецензия на книгу: Henri II à Saint Germain en Laye. Une Cour Royale à la Renaissance. Paris, 2019, 183 р.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-4158 (Print)