Preview

Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии

Расширенный поиск
№ 3 (2020)
Скачать выпуск PDF
11-39 282
Аннотация

Представления о чуде – важнейшая, а иногда даже главная составляющая религиозных культур: ≪вера≫ и ≪чудо≫ во многих случаях теснейшим образом связаны и даже тождественны. Необычные, удивительные события оставляют неизгладимый отпечаток в эмоциях и сознании задействованных людей и могут оказаться основой формирующихся убеждений. Вера в чудеса, равно как и чудеса, ставшие основой веры, встречается практически у всех народов мира, хотя опознаются, описываются и объясняются они по-разному. Что такое чудо, каков его механизм, и как к нему следует относиться?

40-67 43
Аннотация

В статье анализируются теория и практика чуда в иудаизме и еврейской культуре. Особенное внимание уделяется чудесам в контексте раннего библейского периода пророков и современного хасидизма; между нарративами разных времен обнаруживаются сходство мотивов и сюжетов. Подробно разбираются два сюжета о чудесах, сотворенных в ХХ в., связанных с цадиком Хаимом Занвлом Абрамовичем (Рыбницкий ребе, 1902–1995). Чудеса, которые о нем рассказывают, имеют множество параллелей с легендами о чудесах, совершенных основателем хасидского течения, Израилем Баал Шем Товом (Бештом, середина XVIII в.). В статье выявляется связь между библейскими и хасидскими историями о чудесах как на уровне сходства мотивов, так и функционирования чуда в еврейской культуре в целом.

68-91 50
Аннотация

Настоящая статья – культурно-антропологическое исследование представлений о чудесах и чудесном, и практик, сложившихся вокруг них, в двух регионах Италии – Сицилии и Сардинии. На этнографическом материале, собранном автором в 2017–2020 гг., а также на опубликованных описаниях индивидуального и коллективного опыта ≪переживания чуда≫ анализируются ≪предрасположенность≫ жителей исследуемых регионов к явлению чуда, спектр проявлений и ≪диапазон действия≫ чудес, предвестники явления чуда, полиморфизм чудес, их знаковость и функциональность, место и роль христианской составляющей чуда, психо-эмоциональный аспект встречи с ним, характер ≪чуда≫, его источник и различные факторы.

92-115 1353
Аннотация

Статья посвящена эволюции представлений венецианцев о чудесном в странах Южной Азии в позднее Средневековье и раннее Новое время на примере отчетов двух знаменитых купцов и путешественников – Никколо Конти (1439) и Чезаре Федеричи (1587). Эти примеры демонстрируют трансформацию традиционных европейских представлений о ≪чудесах Индии≫. Никколо Конти, чей отчет записал видный гуманист Поджо Браччолини, видел чудесное главным образом в религиозных практиках региона, брахманов Конти считал философами, астрологами и чародеями. В его рассказе содержится этнографически точное описание транса. Чезаре Федеричи посетил Южную Азию уже во времена гегемонии португальской колониальной империи в Индийском океане. Для него чудесными или диковинными были скорее материальные объекты. В целом сопоставление отчетов Конти и Федеричи позволяет говорить о постепенном отходе европейского образа Южной Азии от стереотипов о ≪чудесах Индии≫.

116-129 34
Аннотация

Статья посвящена понятию чуда в языке и культуре округа Джайсалмер (штат Раджастан, Индия). Утверждается, что особое понимание чуда в этом регионе напрямую связано с представлениями вернакулярного индуизма, распространенного в Раджастане, в основе которого лежит медиумизм. Понятие чуда, обозначаемое на языке марвари словом parco (парчо, от древнеиндийского paricaya ‘знакомство, ознакомление’), представляет собой особый культурный феномен, который характеризует случаи неожиданного проявления божества или божественной силы вне ритуалов медиумизма, направленных на вызывание божества, и по большей части без участия медиума. Анализируется разница между понятиями parco в языке марвари и camatkār (чаматкар) в стандартном хинди. В качестве иллюстративного материала приводятся нарративы о случаях parco, относящиеся к исследуемому региону.

130-140 19
Аннотация

Неведомое, сверхъестественное, чудесное – популярнейшая тема бытовых разговоров в Айодхье, исторической столице Авадха – последней из провинций Могольской империи, вошедшей в 1859 г. в Британский Радж, а в далеком прошлом – пространстве многих легендарных и мифологических событий. К обширной категории ≪чудесного≫ можно отнести такие разные вещи как встречи людей с представителями потустороннего мира – духами, привидениями, джиннами, необъяснимые исцеления после совершения магических ритуалов или встреч с так называемыми святыми людьми разных религий (индуистскими садху, суфийскими дервишами), непонятные и пугающие природные явления. Согласно наблюдениям автора, представления о ≪неведомом≫ в Авадхе гораздо лучше кодифицированы и осмысленны, чем в других регионах Южной Азии. Местные жители чeтко могут определить, бхут ли перед ними, или джинн, и вызвана ли болезнь колдовскими чарами или иными причинами. Возможно, это связано с присутствием в городе стойкой традиции катхи, публичного изложения сюжетов из эпоса Рамаяна как в повествовательной, так и в поэтической и перформативной формах. Но являются ли рассматриваемые события и явления чудом для авадхваси, жителей Айодхьи и ее окрестностей, или они настолько обыденны, что не удивляют и не завораживают? Этому вопросу и посвящено настоящее эссе, написанное по материалам, собранным во время поездок автора в Авадх с 2010 по 2019 гг.

141-159 31
Аннотация

Представления о чуде чрезвычайно разнообразны и во многом культурно обусловлены. В статье исследуется обряд управления дождем, который широко распространен в Индонезии. Ставится вопрос, где проходит граница между действиями шамана, которые выглядят и воспринимаются участниками обряда как ремесло, практическое умение, и в какой момент этого обряда у публики возникает ощущение, что они становятся свидетелями чуда. Заклинатели дождя, принадлежащие к этнической группе сунда, мусульмане, убеждены, что все чудеса исходят от Аллаха и что способность переместить или задержать дождь не личное качество шамана.

160-171 29
Аннотация

В статье рассматриваются представления о чуде (карамат) в почитании двух категорий религиозных авторитетов Ногайской степи: мулл, обладающих джиннами, и святых. Анализ почитания мулл, обладающих джиннами, позволяет нам утверждать, что его основой была их способность к чудесам. Реноме чудотворца сопровождало такого муллу в течение всей жизни. Однако это чудотворчество не было связано со святостью, а напротив, с неодобряемой ортодоксией связью с духами-джиннами. Соответственно, эти муллы не могли почитаться после своей смерти. Совершенно другой пример чудотворцев в Ногайской степи являли мусульманские святые. Они заслуживали право на чудотворчество своей праведной жизнью и религиозными практиками. После смерти святых- шейхов их могилы становятся объектом паломничества с целью чудесного исцеления. Таким образом, в Ногайской степи существовало два института, связанных с чудотворчеством: муллы, обладавшие джиннами, и святые. Первые теряли способность к чудотворчеству после смерти, вторые же ее со смертью обретали.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-4158 (Print)