Preview

Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии

Расширенный поиск
№ 2 (2023)
Скачать выпуск PDF

ОТ РЕДАКТОРА

Воспоминания

Интервью

39-62 2929
Аннотация

Статья обращается к эволюции в Египте в эпоху Древнего царства визуального языка, которая подготовила возможность использования изображений для передачи мифологического содержания в Среднем царстве. При V династии намечается трансформация элементов культовых изображений, которые наряду с «реалистичной» передачей жертвенного ритуала начинают отсылать к мифологическим следствиям его успешного осуществления. Пользуясь термином Я. Ассмана, можно сказать, что «сакральное истолкование» ритуального действия включается в композицию культового изображения.

В статье рассмотрена проблема мифологической трактовки такого ритуального предмета, как резервуар для либаций. Изначально его функция инструментальная – принятие жертвенных субстанций. К IV династии относится символическая интерпретация такого резервуара, как озера, однако в литературе можно встретить и мифологическую интерпретацию его как предвечных вод Нуна. Для более четкого определения границ возможных мифологических интерпретаций автор обращается к предложенному Я. Ассманом термину «констелляция», в свете которого сходство между вербальным и визуальным текстом подтверждается как идентичностью персонажей, так и атрибутами, характеризующими обстоятельства их взаимодействия. Наиболее близкой текстовой параллелью для жертвенных резервуаров представляется в таком случае круг изречений, связанных с пребыванием покойного на Полях Хотеп и прибытием его к кравчему бога Ра, в качестве которого может выступать и олицетворение половодья и водного изобилия «Великий Потоп» Агеби.

63-79 2899
Аннотация

Данная статья представляет собой историко-религиоведческий анализ евангельского сюжета о казни Иоанна Крестителя. В первой части приводятся теории современных исследователей, занимающихся историей и генеалогией рода Иродов. Благодаря сопоставлению текста Евангелий, Иосифа Флавия и внешних свидетельств становится ясно, что танцовщицей на пиру могла быть не только Саломея, дочь Иродиады, но и юная падчерица Иродиады, Иродиада Соломея, дочь Ирода Антипы и набатейской царевны Фасаэлис. Этот факт открывает альтернативное прочтение истории: мы видим не только противостояние эроса и танатоса, но и сюжет о невинности, которая становится орудием в руках зла. Вторая часть статьи – анализ текста как мифа, помогающий понять значение и смысл сюжета на трех уровнях: буквальном (Иисус не может быть Иоанном, поскольку тот был недавно казнен), мифологическом (Иоанн – «жерт ва-предтеча» Иисуса, принесенная в соответствии с языческой мифологической моделью), богословском (смерть Иоанна – завершение прежней мифологической системы, основанной на жертве, вместо которой приходит новая, основанная на «нежертвенном» принципе ненасилия).

80-95 2891
Аннотация

Настоящая статья содержит первый перевод на русский язык апокрифической «Проповеди Андрея» – сочинения V–VI вв. н. э., написанного на саидском диалекте коптского языка и дошедшего до нас в арабском переводе. Переводу предпослано введение, сам перевод сопровождается кратким комментарием.

96-110 2844
Аннотация

Статья посвящена московской общине христоверов XVIII в. В основе ее – дело о купце Крупенникове 1747 г., сохранившееся в документах Святейшего Синода в Санкт-Петербурге, в Российском государственном историческом архиве.

111-119 2947
Аннотация

В работе сделан обзор социальных форм, созданных или измененных протестантизмом в XVI – первой половине XIX в. Показано, что протестантизм не только использовал прежние социальные формы, но и создавал новые, которые легли в основу западного общества нового типа – гражданского общества. Дан обзор уже существовавших социальных форм: сельскохозяйственных коммун, сословных органов и профессиональных корпораций, партий, школ и университетов, церковных общин. Сельскохозяйственная коммуна стала уделом закрытых групп, которые создавали свой мини-социум. Дворянские объединения, городские собрания, объединения по профессиональному признаку, включая неформальные объединения священнослужителей (контубернии), партии стали площадкой для лютеран и кальвинистов. Протестантские школы выполняли не только просветительскую, но и миссионерскую функцию, университеты использовались для подготовки пасторов и проповедников и формирования протестантской интеллектуальной элиты. Протестантская церковная община породила такие социальные формы, как малые домашние группы, коллегии, комиссии и комитеты. Просветительские и дискуссионные клубы активно использовались кальвинистами во время Нидерландской и Английской революций. Социальное творчество протестантов было призвано укрепить протестантизм в обществе и содействовать созданию «нового человека», воспитанного в протестантской доктрине.

120-137 1798
Аннотация

Цель статьи – дать характеристику русскому спиритуализму как религиозному феномену второй половины XIX – начала XX в. Статья предлагает ответы на следующие вопросы: о соотношении эзотеризма и религии в дискуссии о религиозной природе спиритуализма; о необходимом различении оккультизма и спиритуализма в связи с позицией христианских спиритуалистов; о спиритуализме как феномене религиозного модернизма и его альтернативном понимании в свете конфликта между универсалистски-ориентированной спиритуалистической метафизикой и национально-ориентированной традицией; о религиоведческой типологии и видовом многообразии русского христианского спиритуализма; о специфике соединения православия, в частности, православных практик, и спиритуализма в Российской империи. Центральный тезис статьи утверждает перспективность будущего изучения христианского спиритуализма в контексте христианской традиции как средство ее религиозного обновления и, шире, как одно из христианских реформационных движений.

Рецензии



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-4158 (Print)