Подходы к мифологической интерпретации египетских сосудов для либации эпохи Древнего царства
https://doi.org/10.28995/2658-4158-2023-2-39-62
Аннотация
Статья обращается к эволюции в Египте в эпоху Древнего царства визуального языка, которая подготовила возможность использования изображений для передачи мифологического содержания в Среднем царстве. При V династии намечается трансформация элементов культовых изображений, которые наряду с «реалистичной» передачей жертвенного ритуала начинают отсылать к мифологическим следствиям его успешного осуществления. Пользуясь термином Я. Ассмана, можно сказать, что «сакральное истолкование» ритуального действия включается в композицию культового изображения.
В статье рассмотрена проблема мифологической трактовки такого ритуального предмета, как резервуар для либаций. Изначально его функция инструментальная – принятие жертвенных субстанций. К IV династии относится символическая интерпретация такого резервуара, как озера, однако в литературе можно встретить и мифологическую интерпретацию его как предвечных вод Нуна. Для более четкого определения границ возможных мифологических интерпретаций автор обращается к предложенному Я. Ассманом термину «констелляция», в свете которого сходство между вербальным и визуальным текстом подтверждается как идентичностью персонажей, так и атрибутами, характеризующими обстоятельства их взаимодействия. Наиболее близкой текстовой параллелью для жертвенных резервуаров представляется в таком случае круг изречений, связанных с пребыванием покойного на Полях Хотеп и прибытием его к кравчему бога Ра, в качестве которого может выступать и олицетворение половодья и водного изобилия «Великий Потоп» Агеби.
Ключевые слова
Об авторе
Е. В. АлександроваРоссия
Екатерина В. Александрова, кандидат культурологии
101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д. 20
125047, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6
Список литературы
1. Александрова 2019 – Александрова Е.В. «Типологические мотивы» и «структурные отношения» в исследованиях «Текстов Пирамид» // Aegyptiaca Rossica. 2019. Вып. 7. C. 43–61.
2. Ассман 1999 – Ассман Я. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. М.: Присцельс, 1999. 368 с.
3. Большаков 2001 – Большаков А.О. Человек и его двойник: Изобразительность и мировоззрение в Египте Старого царства. СПб.: Алетейя, 2001. 288 с.
4. Большаков 2003 – Большаков А.О. Изображение и текст: два языка египетской культуры // Вестник древней истории. 2003. № 4. С. 3–20.
5. Abbas 2011 – Abbas E. Crossing of the lake ritual // Current research in Egyptology – 2009. Proceedings of the 10th Annual Symposium. Oxford: Oxbow Books, 2011. P. 1–14.
6. Altenmüller 1968 – Altenmüller H. Zwei neue Exemplare des Opfertextes der 5. Dynastie // Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts, Abteilung Kairo. 1968. Bd. 23. S. 1–8.
7. Altenmüller 2000 – Altenmüller H. Die Nachtfahrt des Grabherrn im Alten Reich Zur Frage der Schiffe mit Igelkopfbug // Studien zur Altägyptischen Kultur. 2000. Bd. 28. S. 1–26.
8. Assmann 2005 – Assmann J. Death and salvation in Ancient Egypt. Ithaca, NY: Cornell University Press, 2005. 490 p.
9. Bárta 1995 – Bárta M. Archaeology and iconography. bḏꜣ and ꜥprt bread moulds and «Speisetischszene» development in the Old Kingdom // Studien zur altägyptischen Kultur. 1995. Bd. 22. S. 21–35.
10. Bolshakov 1997 – Bolshakov A. Man and his Double in Egyptian ideology of the Old Kingdom. Wiesbaden: Harrassowitz, 1997. 333 S.
11. Bolshakov 2001 – Bolshakov A.O. Offering tables // The Oxford encyclopedia of Ancient Egypt. Vol. 2. Oxford: Oxford University Press, 2001. P. 572–576.
12. Galán 1994 – Galán J.M. Bullfight scenes in Ancient Egyptian tombs // The Journal of Egyptian Archaeology. 1994. Vol. 80. No. 1. P. 81–96.
13. Harpur 1987 – Harpur Yv. Decoration in Egyptian tombs of the Old Kingdom. Studies in orientation and scene content. London: Routledge, 1987. 596 p.
14. Hays 2012 – Hays H.M. The organization of the Pyramid Texts. Typology and disposition. 2 vols. Leiden; Boston: Brill, 2012.
15. Junker 1944 – Junker H. Giza VII: Der Ostabschnitt des Westfriedhofs, Erster Teil. Vienna; Leipzig: Hölder-Pichler-Tempsky, 1944. 332 S.
16. Junker 1952 – Junker H. Bedeutung und Symbolik der Steinernen Becken in den Gräbern des Alten Reichen // Archív Orientální. 1952. Vol. 20. No. 1. P. 185–89.
17. Kanawati 2005 – Kanawati N. Decoration of burial chambers, sarcophagi and coffins in the Old Kingdom // Studies in honor of Ali Radwan. Le Caire: Supreme Council of Antiquities, 2005. P. 55–71.
18. Lloyd 1978 – Lloyd A. B. Strabo and the Memphite tauromachy // Hommages à Maarten J. Vermaseren. Vol. 2. Leiden: Brill, 1978. P. 609–626.
19. Lundius 2020 – Lundius E. Offering tables as ritual landscapes. An anthropological perspective of Ancient Egyptian Materia Magicae // Distant Worlds Journal. 2020. Vol. 4. P. 78–106.
20. Morales 2016 – Morales A.J. From voice to papyrus to wall. Verschriftung and Verschriftlichung in the Old Kingdom Pyramid Texts // Understanding material text cultures. A multidisciplinary view. Vol. 9. Berlin, Boston: De Gruyter, 2016. P. 69–130.
21. Radwan 2008 – Radwan A. The nun-basin of Renpetneferet // Egypt and beyond. Essays presented to Leonard H. Lesko. Providence, R.I.: Dept. of Egyptology and Ancient Western Asian Studies, Brown University, 2008. P. 277–283.
22. Weeks 1979 – Weeks K.R. Art, word and the Egyptian world view // Egyptology and the social sciences. Five studies. Cairo: American University in Cairo Press, 1979. P. 57–81.
Рецензия
Для цитирования:
Александрова Е.В. Подходы к мифологической интерпретации египетских сосудов для либации эпохи Древнего царства. Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2023;(2):39-62. https://doi.org/10.28995/2658-4158-2023-2-39-62
For citation:
Alexandrova E.V. On possible mythological readings for libation vessels of Old Kingdom Egypt. Studia Religiosa Rossica: Russian Journal of Religion. 2023;(2):39-62. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-4158-2023-2-39-62