Preview

Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии

Расширенный поиск

На стыке буддизма и марксизма: легенда из Аггання-сутты в работах двух бирманских коммунистов

https://doi.org/10.28995/2658-4158-2025-3-114-137

Аннотация

Статья посвящена изучению двух идеологических работ выдающихся бирманских коммунистов: такина Со и такина Тан Тхуна. Речь идет о трактате «Идеология социализма» и сочинении «Идеология социализма и история Бирмы». Особенностью этих работ стоит считать наличие отсылки к легенде о возникновении института власти и социальной стратификации общества, известной из буддийского канонического текста Аггання-сутты. В интерпретации обоих мыслителей миф получил необычное толкование. Со и Тан Тхун воспринимали частную собственность как ключевой фактор морального упадка людей, породивший в сознании омрачение и чувство иллюзии собственного «Я». Только ликвидация собственности и дальнейшее строительство левой политикоэкономической модели были способны покончить со страданиями и восстановить гармонию.

Обращение к искомой проблеме актуально по двум причинам. Вопервых, изучение сочинений бирманских политиков левых взглядов способствует более целостному пониманию сложного эклектического синтеза марксизма и буддизма в истории Бирмы. Во-вторых, предметное понимание современной политической ситуации в Бирме (Мьянме) обуславливает потребность в изучении истории протестных интеллектуальных взглядов, в том числе антиколониальных

Об авторе

И. А. Зайцев
Институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН
Россия

Иван А. Зайцев

117418, Москва, ул. Профсоюзная, д. 23



Список литературы

1. Агаджанян 1993 – Агаджанян А.С. Буддийский путь в XX веке: Религиозные ценности и современная история стран Тхеравады. М.: Восточная литература, 1993. 295 с.

2. Всеволодов 1978 – Всеволодов И.В. Бирма: религия и политика: Буддийская сангха и государство М.: Наука, 1978. 272 с.

3. Комиссаров 2016 – Комиссаров Д.С. Легенда о первом царе в «Сангхабхедавасту» // Шаги. 2016. Т. 2. № 2–3. С. 40–55.

4. Collins 1996 – Collins S. The lion’s roar on the “Wheel-Turning King”: A response to Andrew Huxley’s the “Buddha and the Social Contract” // Journal of Indian Philosophy. 1996. Vol. 24. No. 4. P. 421–446.

5. Houtman 1999 – Houtman G. Mental culture in Burmese crisis politics: Aung San Suu Kyi and the National League for Democracy. Tokyo: Tokyo University of Foreign Studies. Institute for the Study of Languages and Cultures of Asia and Africa, 1999. 392 p.

6. Huxley 1996 – Huxley A. The Buddha and the social contract // Journal of Indian Philosophy. Vol. 24. No. 4. 1996. P. 407–420.

7. Khin Win Kyi 1986 – Khin Win Kyi. Burmese philosophy as reflected in Caturangabala‘s Lokaniti. Ph.D. St. Louis: Washington University, 1986. 444 p.

8. Ranthgeb-Aung, Campbell 2024 – Ranthgeb-Aung G., Campbell S. The Myanmar radical tradition: revolution, reaction, and the changing imperial world order // Dialectical Anthropology. 2024. Vol. 48. P. 193–219.

9. Sarkisyanz 1978 – Sarkisyanz M. Buddhist backgrounds of Burmese revolution. Chambersburg: Anima Books, 1978. 248 p.

10. Smith 1965 – Smith D. Religion and politics in Burma. Princeton: Princeton University Press, 1965. 350 p.

11. Steinberg 1982 – Steinberg D. Burma: A socialist nation of Southeast Asia. Boulder: Westview Press, 1982. 150 p.

12. Tambiah 1976 – Tambiah S. World conqueror and world renouncer: A study of Buddhism and polity in Thailand against a historical background. Cambridge: Cambridge University Press, 1976. 568 p.

13. Walton 2016 – Walton M. Buddhism, politics, and political thought in Myanmar. N.Y.: Cambridge University Press, 2016. 226 p.

14. Walton 2019 – Walton M. The Aggañña-sutta and the Theravāda Buddhist tradition // The Oxford handbook of comparative political theory / ed. by L.K. Jenco, M. Idris, M.C. Thomas. N.Y.: Oxford University Press, 2019. P. 375–393.

15. Ba Swe 1967 –ဘဝဆွေ။ ဘဝ ါဒနငှတ့် ဗမာ့ တွေင် ဝလာကနဗ ဗာနတ်ညဝ် ဆာက်သူ စတာလင။် ဆရှယ်လစ်ဝါဒနငှ ့် ဗမာရာဇဝင။် ရနက် န၊် ဝဗာစ့ ဝတာစာ့ ဝေ၊ ၁၉၆၇။ စာမျကန် ာှ ၁၁၃-၁၂၃ [ [Ба Схве. Сталин: Человек, построивший мирскую ниббану // Социализм и история Бирмы. Рангун: Босто, 1967. С. 113–123].

16. Nu 1967 –န။ ဘဝ ါဒနငှတ့် ဗမာ့ တငွေ ် ကျွနဝ်တာဘ်သ မာို့။ ဆရှယ်လစ်ဝါဒနငှ ့် ဗမာရာဇဝင။် ရနက် န၊် ဝဗာစ့ ဝတာစာ့ ဝေ၊ ၁၉၆၇၊ စာမျက်နာှ ၄၇-၆၇ [Ну. Я коммунист // Социализм и история Бирмы. Рангун: Босто, 1967. С. 47–67].

17. Than Tun 1967 – သနို့်ထနွေို့်။ ဘဝ ါဒနငှတ့် ဗမာ့ တွေင။် ဆရှယ်လစ်ဝါဒနငှ ့် ဗမာရာဇဝင။် ရနက် န၊် ဝဗာစဝတာ့ စာဝေ၊့ ၁၉၆၇။ စာမျကန် ာှ ၉၇-၁၁၂ [Тан Тхун. Идеология социализма и история Бирмы // Социализм и история Бирмы. Рангун: Босто, 1967. С. 97–112].


Рецензия

Для цитирования:


Зайцев И.А. На стыке буддизма и марксизма: легенда из Аггання-сутты в работах двух бирманских коммунистов. Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2025;(3):114-137. https://doi.org/10.28995/2658-4158-2025-3-114-137

For citation:


Zaitsev I.A. On the crossroads of Buddhism and Marxism: Agganna-Sutta narrative in the papers of two Burmese communists. Studia Religiosa Rossica: Russian Journal of Religion. 2025;(3):114-137. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-4158-2025-3-114-137

Просмотров: 21


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-4158 (Print)