Культурная рецепция антропологии йоги в России начала ХХ в.
https://doi.org/10.28995/2658-4158-2020-4-82-99
Аннотация
В исследовании рассмотрена специфика рецепции антропологии йоги в России и пути ее распространения. В конце XIX – начале XX в. на русском языке появляются переводы академических исследований, в которых йога рассматривается как одна из индийских философских школ. В то же время на Западе начинается популяризация йоги представителями неоиндуизма, сочинения которых также были переведены на русский язык. Такие сочинения имели популярный характер – их авторы стремились сделать йогу понятной западному читателю. Для оккультного сообщества наиболее привлекателен был практический аспект йоги. Его представители рассматривали йогу как метод антропологического совершенствования, как духовного, так и физического, и, в конечном счете, обретения сверхспособностей. Популяризации йоги в России в значительной степени способствовали теософы, в основе интерпретаций которых лежало противопоставление хатха- и раджа-йоги. В сочинениях теософов йога была представлена как путь к обретению тайного знания. Отечественные оккультисты создали оригинальные интерпретации йоги. Христианский теософ М.В. Лодыженский хотя и рассматривал йогу как путь к обретению «сверхсознания», ставил ее ниже христианского подвижничества, тем самым подчеркивая примат христианской традиции. П.Д. Успенский рассматривал йогу в перспективе своей концепции «сверхчеловека» и полагал, что ее практика является способом достижения сверхчеловеческого состояния, которого в будущем должно было достигнуть все человечество. Интерес русского общества к йоге следует рассматривать в контексте характерных для европейского общества того времени интереса к Востоку и веры в возможность скорого преобразования природы человека.
Об авторе
Н. М. СачковаРоссия
Наталия М. Сачкова
125993, Москва, Миусская пл. д. 6
Список литературы
1. Костюченко 1977 – Костюченко В.С. Вивекананда. М.: Мысль, 1977. 190 с.
2. Лысенко 1994 – Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия: Философия джайнизма. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1994. 383 с.
3. Панин 2015– Панин С.А. Философия Канта и идея обновления науки в эзотерической литературе второй половины XIX – начала XX века // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М.: РАНХиГС, 2015. С. 135–151.
4. Солопов 2012 – Солопов О.В. Идеалы духовного самосовершенствования в религиозной философии М.В. Лодыженского // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2012, декабрь. № 4. С. 30–43.
5. Ткачева 1999 – Ткачева А.А. Неоиндуизм и индусский мистицизм // Древо индуизма. М.: Восточная литература РАН, 1999. С. 470–486.
6. Черкасский 2009 – Черкасский C.Д. Станиславский и йога: опыт параллельного чтения // Вопросы театра. 2009. № 3–4. С. 282–300.
7. Шевчук 2019 – Шевчук А.И. Феномен «христианской теософии» в России (по материалам Смоленского теософского общества) // Религиоведческие исследования. 2019. № 2. С. 84–103.
8. Шелковников 2016 – Шелковников А.Ю. Философия йоги в интерпретации П.Д. Успенского // Философские науки. 2016. № 1. С. 122–127.
9. Singleton 2010 – Singleton M. Yoga Body: The origins of modern posture practice. Oxford: Oxford University Press, 2010. 273 p.
Рецензия
Для цитирования:
Сачкова Н.М. Культурная рецепция антропологии йоги в России начала ХХ в. Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2020;(4):82-99. https://doi.org/10.28995/2658-4158-2020-4-82-99
For citation:
Sachkova N.M. Cultural Reception of Yoga Anthropology in Russia in the Early 20th Century. Studia Religiosa Rossica: Russian Journal of Religion. 2020;(4):82-99. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-4158-2020-4-82-99