Preview

Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии

Расширенный поиск

Эсхатологическая антропология русских спиритуалистов конца XIX – начала XX в.

https://doi.org/10.28995/2658-4158-2020-4-40-57

Полный текст:

Аннотация

В статье анализируется соотношение эсхатологических и антропологических представлений русских спиритуалистов на примере их представлений о телесности. В представлении спиритуалистов центральным эсхатологическим событием должно было стать преображение природы человека, которое должно было проявиться в полном замещении «материального» тела «тонким». Они рассматривали эту перспективу как часть телеологического эволюционного процесса, который наделялся эсхатологическим значением. Отношение спиритуалистов к телу было двойственно – с одной стороны, категория «материального» в спиритуалистическом дискурсе имела выраженные негативные коннотации, с другой стороны, «тонкие» тела были не вполне лишены материальности. Человеческое тело служило моделью, в соответствии с которой моделировался космос, что проявлялось в употреблении спиритуалистами органических метафор. Исход эсхатологического процесса понимался как воссоединение космического организма. Человек представлялся способным преобразовать себя собственными силами и, тем самым, определить исход эсхатологического процесса, который понимался как антропокосмический процесс.

Об авторе

А. А. Маклакова
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Анастасия А. Маклакова, магистр религиоведения

125993, Москва, Миусская пл. д. 6



Список литературы

1. Гачева 2018 – Гачева А.Г. Апокатастасис в русской религиозно-философской мысли последней трети XIX – первой трети XX в. Статья вторая: От начала века к русской эмиграции первой волны // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2018. № 2. С. 146–159.

2. Маслобоева 2007 – Маслобоева О.Д. Российский органицизм и космизм XIX– XX вв.: эволюция и актуальность. М.: АПК и ППРО, 2007. 296 с.

3. Harding 2016 – Harding S. Paul’s eschatological anthropology. The dynamics of human transformation. Fortress, 2016. 512 p.

4. Lup 2013 – Lup J.R. Eschatology in a Secular Age. An Examination of the use of eschatology in the philosophies of Heidegger, Berdyaev and Blumenberg. Ph.D. Thesis University of South Florida, 2013. 293 p.

5. Normandin, Wolfe 2013 – Vitalism and the scientific image in post-enlightenment life science, 1800–2010 / Ed. by S. Normandin, T.Ch. Wolfe. Springer Netherlands, 2013. 377 p.

6. Wissemann 2006 – Wissemann V. Johannes Reinke (1839–1931) and his ‘Dominanten’ theorу – an early concept of gene regulation and morphogenesis // Theory in Biosciences. 2006. Vol. 124, no. 3–4. P. 397–400.

7. Wolfram 2003 – Wolffram H. Supernormal biology. Vitalism, parapsychology and the German crisis of Modernity, c. 1890–1933 // The European Legacy: Toward New Paradigms. Vol. 8. No. 2. P. 149–163.


Для цитирования:


Маклакова А.А. Эсхатологическая антропология русских спиритуалистов конца XIX – начала XX в. Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2020;(4):40-57. https://doi.org/10.28995/2658-4158-2020-4-40-57

For citation:


Maklakova A.A. Eschatological Anthropology of Russian Spiritualists of the Late 19th – Early 20th Century. Studia Religiosa Rossica: Russian Journal of Religion. 2020;(4):40-57. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-4158-2020-4-40-57

Просмотров: 53


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-4158 (Print)