Preview

Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии

Расширенный поиск

Лудёнские одержимые и визуализация религиозного насилия

https://doi.org/10.28995/2658-4158-2019-2-71-84

Аннотация

Статья посвящена интерпретации истории одержимости в городе Лудён в визуальной культуре (кинематографе). В XVII веке в городе Лудён настоятельница монастыря урсулинок Жанна де Анже обвинила местного священника Урбена Грандье в том, что он наслал на обитель демонов и одержимость. Отец Грандье был казнен через сожжение, Жанна де Анже избавилась от одержимости семью демонами спустя несколько лет. Но сам факт победы женщины над мужчиной привлекает внимание не только исследователей, но и писателей, художников и музыкантов. Грандье был признан жертвой, а Жанна де Анже демонизирована. В середине XX в. о Лудёнских одержимых было снято два фильма, в котором проблема насилия, одержимости и жертвенности приобрела новое звучание через трактовку понятий «зло», «любовь», «одиночество». Жертвами объявляют не одного из героев – Жанну де Анже или отца Урбена Грандье, а их двоих. Жажда любви и борьба с одиночеством противостоит запрету чувствовать и действовать вне установленных вероучительных границ. Насильно подавляемое, но столь естественное желание становится сначала вожделением, а затем преображается в насилие. Религия же вытесняется в сферу личного выбора. Настоящая статья представляет собой попытку проследить, как меняется репрезентация насилия в истории Лудёнских одержимых в художественной культуре: от чистого насилия, которое направлено против дьявола и его пособника-священника через отделение «зерен от плевел» (монахини – зло, а священник – жертва) к идее «церковная система, генерирующая ситуацию – зло, а ее члены (хотя и совершают страшные ошибки) – жертвы». Такая трансформация репрезентации совпала с визуальным переворотом, и мы можем предположить, что это связано с отходом от нарративизации сюжета и привлечением наблюдателя (зрителя) к его перформативности. Зло и сакральное становится амбивалентным, а насилие хотя и осуждается, но и поэтизируется одновременно

Об авторе

Т. А. Фолиева
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Россия

Татьяна А. Фолиева, кандидат философских наук, доцент

Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23б

 



Список литературы

1. Зимбардо Ф. Эффект Люцифера. Почему хорошие люди превращаются в злодеев. М.: Альпина нон-фикшн, 2014. [The Lucifer Effect: Why Good People Turn Evil]

2. Rapley, R. (1988) Case of Witchcraft: The Trial of Urbain Grandier. Ithaca: McGill-Queen’s University Press.

3. Rapley, R. (2007) “The Devil in Loudun”, in Witch Hunts: From Salem to Guantanamo Bay, p. 32-59. Montreal; Kingston; London; Ithaca: McGill-Queen’s University Press.

4. Виньи Альфред де. Сен-Мар, или Заговор во времена Людовика XIII. М.: Худ. лит., 1964. [Cinq-Mars or a Conspiracy Under Louis XIII]

5. Дюма А. Знаменитые преступления. СПб.: Азбука-классика, 2007. [The Famous Crimes]

6. Хаксли О. Лудёнские бесы. М.: Терра, 2000. [The Devils of Loudun]

7. Шмид B. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. [Narratology]


Рецензия

Для цитирования:


Фолиева Т.А. Лудёнские одержимые и визуализация религиозного насилия. Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2019;(2):71-84. https://doi.org/10.28995/2658-4158-2019-2-71-84

For citation:


Folieva T.A. Loudun Possessed and the Visualization of Religious Violence. Studia Religiosa Rossica: Russian Journal of Religion. 2019;(2):71-84. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-4158-2019-2-71-84

Просмотров: 289


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-4158 (Print)