Preview

Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии

Расширенный поиск

Радикализация как фактор мировоззренческого становления первых русских неоязычников (1970–1980-е годы)

https://doi.org/10.28995/2658-4158-2019-2-52-70

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается гипотеза о возникновении русского неоязычества из правоконсервативного политического православия путем радикализации через усиление его антисемитского компонента. Прослеживаются связи и общие элементы мировоззрения, объединявшие первых неоязыческих идеологов А.М. Иванова (Скуратова), В.Н. Емельянова, А.А. Добровольского c православными ультраправыми. На основании некоторых фактов их биографий высказываются предположения о возможных причинах их радикализации и противопоставления себя как православным консерваторам, так и либеральным диссидентам.

Основной причиной радикализации антисемитского дискурса первых неоязычников выступает его биологизация, которая отчасти продолжала традиции дореволюционной мысли, однако привносила и некоторые идеи, вытекавшие из господствовавшего в советской науке этнологического примордиализма. Определяемое в таком ключе «еврейство» становилось вечной и неизменной деструктивной силой в истории, а возникшее в его среде христианство – орудием разрушения «арийских» культур.

Формирование «образа врага» в работах первых неоязыческих идеологов рассматривается в данной статье через призму концепции «текстов гонений» Рене Жирара. Сделаны выводы относительно их основанной на мифологической логике структуры и основополагающей роли в становлении неоязыческого мировоззрения.

Об авторе

Н. И. Кутявин
Удмуртский государственный университет
Россия

Никита А. Кутявин, аспирант

Ижевск, ул. Университетская, д. 1



Список литературы

1. Aitamurto, K. (2016) Paganism, Traditionalism, Nationalism: Narratives of Russian Rodnoverie. NY, L.: Routledge.

2. Бесков А.А. Причины возникновения феномена русского неоязычества // Известия Иркутского государственного университета. (Серия «Политология. Религиоведение». 2017. Т. 21. С. 169–179. [Causes of the Emergence of the Phenomenon of Russian Neo-Paganism.]

3. Кавыкин О.И. «Родноверы». Самоидентификация неоязычников в современной России. М.: Институт Африки РАН, 2007. [The “Rodnovers”. Self-Identification of Neo-Pagans in Contemporary Russia]

4. Шиженский Р.В. Проблема генезиса современного русского язычества в работах российских исследователей // Indigenous religions. «Русь Языческая»: этническая религиозность в России и Украине ХХ–XXI вв. / Сост. и общ. ред. Р.В. Шиженский. Н. Новгород: НГПУ, 2010. С. 18–41. [The Problem of the Genesis of Contemporary Russian Paganism in the Works of the Russian Researchers]

5. Шнирельман В.А. Русское родноверие: неоязычество и национализм в современной России. М.: Изд-во ББИ, 2012. [Russian Rodnoverie: Neo-Paganism and Nationalism in Contemporary Russia]

6. Aitamurto, K. (2006) “Russian Paganism and the Issue of the Nationalism: A Case Study of the Circle of Pagan Tradition”, Pomegranate: The International Journal of Pagan Studies 8 (2): 184–210.

7. Забияко А.А. «Слово мое – разящий меч»: феномен религиозно-художественного радикализма // Религиоведение. 2013. № 1. С. 159–172. [“My Word is a Striking Sword”: the Phenomenon of Religious-Artistic Radicalism]

8. Осипов В.Н. Корень нации. Записки русофила. М.: Алгоритм, 2008. [The Root of the Nation. Notes of the Russophile]

9. Тагиефф П.А. Протоколы сионских мудрецов. Фальшивка и ее использование. М.: Мосты культуры; Гешарим, 2011. [Protocols of the Elders of Zion. Fake and its Use]

10. Акунов В. То, что осталось в моей памяти о «Памяти». URL: http://monpartya-mos.ru/to-chto-ostalos-v-moej-pamyati-o-pamyati-vol-fgang-akunov/ (Дата обращения: 15.01.2019) [What Remains in my Memory of “Memory”]

11. Кузнецов М.Н. Российское неоязычество. История, идеи, мифы. Рязань: Зерна-Слово, 2018. [Russian Neo-Paganism. History, Ideas, Myths]

12. Шиженский Р.В. Философия доброй силы: жизнь и творчество Доброслава (А.А. Добровольского). Н. Новгород: Типография «Поволжье», 2014. [The Philosophy of Good Power: Life and Work of Dobroslav (A.A. Dobrovolsky)]

13. Бразертон Р. Недоверчивые умы. Чем нас привлекают теории заговоров. М.: Альпина нон-фикшн, 2017. [Suspicious Minds. Why we Believe the Conspiracy Theories]

14. Слово Нации // Антология самиздата. Неподцензурная литература в СССР. 1950–1980-е. Т. 2 / Под общ. ред. В.В. Игрунова / Сост. М.Ш. Барбакадзе. М.: Междунар. ин-т гуманит.-полит. исследований, 2005. С. 362–368. [The Word of the Nation]

15. Емельянов В.Н. Десионизация. М.: Русская Правда, 2005. [Dezionization]

16. Молотов И. Черная дюжина. Общество смелых. М.: Центрполиграф, 2017. [The Black Dozen. Society of the Brave]

17. Каминская Д.И. Записки адвоката. М.: Новое издательство, 2009. [The Lawyer’s Notes]

18. Иванов А.М. Тайна двух начал. Происхождение христианства. URL: https://velesova-sloboda.info/christ/ivanov-tayna-dvuh-nachal.html (Дата обращения: 15.01.2019) [The Mystery of the Two Beginnings. The Origin of Christianity]

19. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Эпоха столкновения цивилизаций. М.: Алгоритм, 2014. [Russia and Europe. The Era of the Clash of Civilizations]

20. Шнирельман В.А. Советский парадокс: расизм в стране «дружбы народов»? // Расизм, ксенофобия, дискриминация. Какими мы их увидели… / Сб. статей; сост. и отв. ред. Е. Деминцева. М.: Новое литературное обозрение, 2013. C. 97–114. [The Soviet Paradox: Racism in the Country of “friendship of nations”?]

21. Иванов А.М. Христианская чума. URL: https://velesova-sloboda.info/christ/ivanov-hristianskaya-chuma.html (Дата обращения: 15.01.2019) [The Christian Plague]

22. Добровольский А.А. Стрелы Ярилы. URL: https://dobroslavv.blogspot.com/2018/02/blog-post_4.html (Дата обращения: 19.02.2019) [Yarila’s Arrows]

23. Жирар Р. Козел отпущения. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2010. [The Scapegoat]

24. Зимбардо Ф. Эффект Люцифера. Почему хорошие люди превращаются в злодеев. М.: Альпина нон-фикшн, 2017. [The Lucifer Effect. Understanding how Good People Turn Evil]


Для цитирования:


Кутявин Н.И. Радикализация как фактор мировоззренческого становления первых русских неоязычников (1970–1980-е годы). Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2019;(2):52-70. https://doi.org/10.28995/2658-4158-2019-2-52-70

For citation:


Kutyavin N.A. Radicalization as a Factor of the First Russian Neo-Pagans’ Worldview Formation (1970–1980s). Studia Religiosa Rossica: Russian Journal of Religion. 2019;(2):52-70. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-4158-2019-2-52-70

Просмотров: 31


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-4158 (Print)