Preview

Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии

Расширенный поиск

Явление «сокрытого»: эсхатологический миф русских субботников (XIX – начало XX века)

https://doi.org/10.28995/2658-4158-2019-1-57-83

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена эсхатологическим представлениям русских субботников (иудаизантов). Автор приходит к выводу о том, что на формирование этих представлений повлияли как пророческие и апокалиптические книги Ветхого Завета, на фундаменте которых субботники строили собственную мифологию, и эсхатология иудаизма, транслировавшаяся через учительство и религиозную литературу, так и молоканская традиция, новозаветная апокалиптика и, в целом, христианское окружение.

Об авторе

Т. И. Хижая
Владимирский государственный университет
Россия

Татьяна И. Хижая, кандидат философских наук, доцент

600000, г. Владимир, ул. Горького, 87



Список литературы

1. Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700–1917. Ч. 2. М., 1997. [A history of the Russian Church].

2. Майнов В. Странная секта // Сборник «Неделя». Русские общественные вопросы. СПб., 1872. С 230–253. [A strange sect // Collection “Week.” Russian social issues].

3. Астырев Н. Субботники в России и Сибири // Северный вестник. 1891. № 6. С. 34–69. [Subbotniks in Russia and Soberia. // Northern Herald].

4. Е.Р. Русские рационалисты. Субботники, Духоборцы, Молокане, Штундисты // Вестник Европы. 1881. № 2. С. 651–663. [Subbotniks, Molokans, Stundists. // The Herald of Europe].

5. Вербловский Ц. Мессианство в еврейской истории // Социальная жизнь и социальные ценности еврейского народа. Тель-Авив, 1977. С. 32–56. [Messianism in Jewish history // Social life and social values of the Jewish people].

6. Григорий, архим. Появление жидовствующих в Московской губернии и меры к прекращению этой секты в 1827 году // Чтение в императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете. Кн. 2. М., 1874. С. 67–75. [The emergence of the Judaisers movement in the Moscow district and the measure to contain this sect in 1827. // Readings in the Imperial society of the history of the Russian antiquities at the Moscow University. Book 2].

7. Ливанов Ф.В. Раскольники и острожники. Т. 5. М., 1875. [Schismatics and ostrozhniks].

8. Варадинов Н.В. История Министерства внутренних дел. Ч. 1–3. СПб., 1863. [A History of the Ministry of internal affairs].

9. Ивановский Н.И. Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола с присовокуплением сведений о сектах рационалистских и мистических. Ч. 2. Казань, 1910. [A Guide on the history and accusation of the Old Believers’ schism, with an addition of information on the rationalist and mystical sects. Part 2].

10. Маргаритов С. История русских мистических и рационалистических сект. Симферополь, 1914. [A History of Russian mystical and rationalistic sects].

11. Г.М. Секта жидовствующих // Домашняя беседа. 1875. Вып. 18. С. 541–550. [The sect of Judaisers].

12. Г.В. К истории молоканской (жидовствующей) секты в Астраханской губернии. (Из записок сельского священника села Балыклейского 50-х годов) // Астраханские епархиальные ведомости. 1889. № 4. С. 157–171. [To the history of the molokans (Judaisers) in the Astrakhan region (from the notes of the priest from village Balykleskoie in the 50s)].

13. Раскольники за Кавказом. Духовные. Субботники. Общие // Православный собеседник. 1859. Ч. 1. С. 432–444. [Schismatics in the Caucasus. Spiritual, subbotniks and general // Orthodox Interlocutor].

14. Максимов С. За Кавказом (из дорожных заметок) // Отечественные записки. 1867. № 5. С. 333–353. [Beyond the Caucasus (from travel notes) // National notes].

15. Е-в. Секта последователей Моисеева закона или иудействующих в Воронежской губернии // Воронежские епархиальные ведомости. 1877. № 9. С. 268–284. [The sect of followers of the law of Moses or Judaisers in the Voronezh district // Voronezh eparchial news].

16. Никольский С., свящ. Отчет ставропольского епархиального противусектантского миссионера. Ставрополь: Ставроп. Андреевско-Владимирское братство, 1896–1897. [Report of the Stavropol diocesan anti-sect missionary].

17. Десницкий А.С. Ветхозаветный канон в православной традиции // Писание – Предание – современность. К.: Центр православной книги, 2007. С. 39–56. [Old Testament canon in the Orthodox tradition // Scripture, Tradition, Modernity].

18. Керов В.В. Эсхатология старообрядчества конца XVII – первой половины XVIII в. и новая хозяйственная этика старой веры // Старообрядчество в России (XVII–XX века). М., 2004. С. 405–433. [Eschatology of Old Believers of the end of the 17th and first half of the 18th century, and the new economic ethics of the Old belief // Old Belief in Russia (17th–20th c.)].

19. Отчет Астраханского Кирилло-Мефодиевского общества за 1888 г. // Астраханские епархиальные ведомости. 1889. № 20. С. 116–122; № 21. С. 130–189; № 23. С. 189–201. [Report of the Astrakhan society of Cyril and Methodius for 1888 // Astrakhan eparchial news].

20. Аверинцев С.С. Мессия // Аверинцев С.С. София – Логос. Словарь. К., 2001. С. 131–135. [Messiah // Sofia – Logos].

21. Тифлов М., свящ. Из записок и дневников. О переселении сектантов жидовствующих в Палестину // Миссионерское обозрение. 1904. № 5. С. 530–537. [From notes and diaries. About the emigration of the Judaisers to the Palestine // Missionary Review].

22. Аверинцев С.С. Иудаистическая мифология // Аверинцев С.С. София – Логос. Словарь. К.: Дух i Лiтера, 2001. С. 102–114. [Judaic mythology // Sofia – Logos].

23. Ювачев И.П. (Миролюбов). Закавказские сектанты // Исторический вестник. 1904. Январь. С. 167–179. [ Transcaucasian sectarians // Historical Newsletter].

24. Панченко А.А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М., 2002. [Khristovshchina and Skoptsys: Folklore and traditional culture of the Russian mystical sects].

25. Исторические сведения о молоканской секте // Православный собеседник. 1858. Ч. 3. С. 42–80, 291–327. [Historical records of the Molokan sect].

26. Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края. Вып. 1. М., 1883. [Essays from the history of the Tambov region].

27. Тифлов М., свящ. Современное движение между субботниками // Астраханские епархиальные ведомости. 1892. № 21. С. 650–661. [Contemporary movements among the Subbotniks].

28. По закоулкам г. Царева // Астраханские епархиальные ведомости. 1889. № 3. С. 123–136. [Around the whirlpools of the town of Tsarev].

29. Кандель Ф. Очерки времен и событий. Ч. 1. Иерусалим, 1988. [Essays of times and events].

30. Мессия // Еврейская энциклопедия. В 16 т. Т. 10. СПб., 1911. С. 900–910. [The Messiah].

31. Русанов М., свящ. К истории сектантства в Астраханской епархии. Михайловские субботники // Астраханские епархиальные ведомости. 1903. № 13. С. 653–663. [To a history of the sectarian movements in Astrakhan diocese. The Subbotniks of Mikhailovo].

32. Аверинцев С.С. Гог и Магог // Аверинцев С.С. София – Логос. Словарь. К., 2001. С. 64–65. [Gog and Magog].

33. Костомаров Н.И. Воспоминание о молоканах // Отечественные записки. 1869. № 3. С. 57–68. [Recollections about the Molokans].

34. Львов А.Л. Соха и Пятикнижие. Русские иудействующие как текстуальное сообщество. СПб., 2011. [The Plow and the Pentateuch: the Russian Judaisers as a textual community].

35. Свет (газета). 1903. № 309. С. 4. [The Light (newspaper)].

36. Кац Я. Еврейское национальное движение // Социальная жизнь и социальные ценности еврейского народа. Тель-Авив, 1977. С. 395–420. [The Jewish national movement].

37. Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII – XIX вв. М., 1967. [Russian popular Utopian legends of the 17–19th centuries].

38. Саркисянц М. Россия и мессианизм. СПб., 2005. [Russia and messianism].

39. Чернышев В.И. Темные слова в русском языке. Электронная версия. Метод доступа: . [Dark words of the Russian language].

40. Бессонов И.А. Белая Арапия: загадочная страна из фольклорной географии // Живая старина. 2013. № 3 (79). С. 36–38. [The White Arapia: a mystical country from the folklore geography].

41. Хижая Т.И. «Еврейская вера» как отражение духовных исканий в России в эпоху барокко // Человек в культуре русского барокко. М., 2007. С. 332–342. [“Jewish Faith” as a witness of the spiritual quest in Russia of the Baroque period].


Для цитирования:


Хижая Т.И. Явление «сокрытого»: эсхатологический миф русских субботников (XIX – начало XX века). Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2019;(1):57-83. https://doi.org/10.28995/2658-4158-2019-1-57-83

For citation:


Khizhaya T.I. Revealing what was Hidden: An Eschatological Myth of the Russian Subbotniks (19th–early 20th Centuries). Studia Religiosa Rossica: Russian Journal of Religion. 2019;(1):57-83. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-4158-2019-1-57-83

Просмотров: 26


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-4158 (Print)