Preview

Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии

Расширенный поиск

Воины, мстители, мученики: агиология милитантного дискурса в современном

https://doi.org/10.28995/2658-4158-2019-2-11-35

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена роли образов святых в дискурсах войны и насилия в современном российском православии, прежде всего у православных националистов, в прихрамовой среде и движениях 2012–2018 гг. Основываясь на модели «космической войны» Марка Юргенсмейера, авторы рассматривают образы святых как персонификации сакрального, выражающие те или иные смыслы в контексте символической борьбы добра со злом: святые творят сакральный космос, защищают его, очищают, жертвуют собой ради него – и их пример служит как построению нарратива, так и руководством к действию в среде милитантно настроенных верующих. Образы святых в статье делятся на четыре категории: правители-воины, правители-очистители, ревнители веры и воины-мученики. Особое внимание уделяется роли святых в легитимации реальных войн, общественных конфликтов, протестов против демонстрации «богохульных» фильмов, выставок и спектаклей или за строительство храмов. Авторы делают вывод, что личные образы являются автономным источником авторитета, фиксирующим «воинственность» в качестве содержания традиции, и что образ одного и того же святого может выступать в различных вариациях и легитимировать насилие в большей или меньшей степени в зависимости от характера группы, которая к нему обращается.

Об авторах

А. И. Зыгмонт
Социологический институт Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН
Россия

Алексей И. Зыгмонт, кандидат философских наук,

Санкт-Петербург, ул. 7-я Красноармейская, д. 25/14



Б. К. Кнорре
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Борис К. Кнорре, кандидат философских наук, доцент

Москва, ул. Старая Басманная, д. 21/4



Список литературы

1. Переслегин В., прот. Может ли верующий православный христианин говорить: «Св. Николай не ударял в ланиту Ария?» // Антимодерн. URL: https://antimodern.wordpress.com/2011/05/23/st_nicholas-3/ (Дата обращения: 2.12.2018). [Can an Orthodox Christian say, “St. Nicholas did not slap Arius in the face?”]

2. Бугаевский А.В. «Обратясь к византийским истокам...»: опыт агиографической реконструкции // Евразия: духовные традиции народов. 2012. № 4. С. 170–186. [“Turning to the Byzantine Sources…”: and Experience in Hagiographic Reconstruction]

3. Димитрий Ростовский, cвт. Жития святых: В 12 кн. М.: Синодальная типография, 1993. [Lives of the Saints]

4. Обращение ко всему Православному Миру! Христианин Александр Калинин // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=AiQMKYKzrbQ (Дата обращения: 15.12.2018) [An Appeal to the Entire Christian World! Christian Alexander Kalinin]

5. Зыгмонт А.И. «Христианское государство: обманчивая тень православного халифата» // Политическое богословие / под ред. А. Бодрова, М. Толстолуженко. М.: ББИ, 2019. С. 77–91. [“The Christian State”: Deceptive Shadow of an Orthodox Caliphate]

6. Гудков Л. Идеологема «врага»: «враги» как массовый синдром и механизм социокультурной интеграции. М.: ОГИ, 2005. С. 7–79. [Ideology of the “Enemy”: “Enemies” as the Mass Syndrome and the Mechanism of the Sociocultural Integration]

7. Семененко-Басин И. Святость в русской православной культуре 20 в. История персонификации. М.: РГГУ, 2010. [Holiness in the Russian Orthodox Culture in the 20th Century, Personification History]

8. Верховский А. Идейная эволюция русского национализма: 1990-е и 2000-е годы // Верхи и низы русского национализма. М.: Центр «Сова», 2007. С. 6–32. [Ideological Evolution of the Russian Nationalism: the 1990s and 2000s]

9. Верховский А. Политическое православие: русские православные националисты и фундаменталисты, 1995–2001 гг. М.: Центр «Сова», 2003. [Political Orthodoxy: Russian Orthodox Nationalists and Fundamentalists]

10. Тарабукина А.В. Мировоззрение «церковных людей» в массовой церковной литературе рубежа XIX–XX вв. // Традиция в фольклоре и литературе. СПб., 2000. С. 191–230. [“People of the Church’s” Worldview in the Popular Church Literature of the XIXth–XXth Centuries]

11. Ахметова М.В. Конец света в одной отдельно взятой стране. М.: ОГИ: РГГУ, 2010. [The End of the World in a Particular Country]

12. Левкиевская Е.Е. Современная прихрамовая среда как конфликтное поле: языковые и культурные формы выражения конфликта // Конфликт в языке и коммуникации: Материалы конференции. М.: РГГУ. 2011. С. 409–424. [Contemporary Parish Milieu as a Conflict Field: Language and Cultural Forms of Conflict of Expressing the Conflict]

13. Knorre, B. (2016) “The Culture of War and Militarization within Political Orthodoxy in the Post-soviet Region”, Transcultural Studies, 12:15-38.

14. Зыгмонт А.И. Проблематика насилия в Русской православной церкви в постсоветский период // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2014. № 3. С. 117–145. [The Concept of Violence in the Russian Orthodox Discourse in the Post-Soviet Period]

15. Чапнин С. Православие в публичном пространстве: война и насилие, герои и святые // Политическое богословие / Под ред. А. Бодрова, М. Толстолуженко. М: ББИ, 2019. С. 40–51. [Orthodoxy in the Public Space: War and Violence, Heroes and Saints]

16. Гудков Л. Негативная идентичность. Статьи 1997–2002 годов. М.: Новое литературное обозрение, 2004. [Negative Identity. Articles of 1997–2007]

17. Erikson, E. (1968) Identity, youth and crisis. NY: W.W. Norton Company.

18. Juergensmeyer, M. (2003) Terror in the Mind of God: the Global Rise of Religious Violence. California: University of California Press.

19. Juergensmeyer, M. (2008) Global Rebellion. Religious Challenges to the Secular State, from Christian Militias to al Qaeda. California: University of California Press.

20. Aslan, R. (2009) How to Win a Cosmic War. NY: Random House.

21. Имя России. Исторический выбор 2008. Результаты интернет-голосования. URL: http://www.nameofrussia.ru/rating.html (Дата обращения: 01.10.2018) [The Name of Russia. Results of the Internet Vote]

22. Князев С. За что западники поливают грязью Александра Невского? URL: http://kolokolrussia.ru/duh-istorii/za-chto-zapadniki-polivaut-gryazu-alek- sandra-nevskogo (Дата обращения: 05.11.2018) [Why the Westerners Throw Mud at Alexander Nevsky]

23. Бидолах В. Александр Невский – неодолимая преграда папизма и «колбасного рая». URL: https://newsland.com/community/politic/content/aleksandr-nevskii-neodolimaia-pregrada-papizma-i-kolbasnogo-raia/1705410 (Дата обращения: 5.11.2018) [Alexander Nevsky is an Insurmountable Obstacle to Papism and “Sausage Paradise”]

24. Белоусов К. Современное измерение подвига святого Александра Невского. URL: https://pmd74.ru/pub/sovremennoe-izmerenie-podviga-svyatogo-aleksandra-nevskogo.html (Дата обращения: 19.01.2019) [The Contemporary Dimension of St. Alexander Nevsky’s Feat]

25. 5 апреля 1242 года Александр Невский отказался вступать в Евросоюз. URL: https://cher.all-rf.com/news/2018/04/05/35/5-aprelya-1242-goda-aleksandr-nevskij-otkazalsya-vstupat-v-evrosoyuz (Дата обращения: 19.01.2019) [On April 5, 1242, Alexander Nevsky Refused to Join the European Union]

26. Кравец О. Святой благоверный князь Александр Невский теперь защищает Одессу. URL: http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/dekabr/13/svyatoj_ blagovernyj_knyaz_aleksandr_nevskij_teper_zawiwaet_odessu/ (Дата обращения: 19.01.2019) [The St. Prince Alexander Nevsky Now Protects Odessa]

27. Протоиерей Всеволод Чаплин: мы должны защищать святыни, веру и Отечество // Радонеж. URL: http://www.mosadvent.ru/news/1642-2012-05-10- 19-20-24?catid=62%3Anewsworld (Дата обращения: 17.11.2018) [Archpriest Vsevolod Chaplin: We Must Protect Holy Things, Faith and Fatherland]

28. Хохлев В. Святое насилие Александра Невского. ULR: http://www.nvspb.ru/stories/svyatoe-nasilie-aleksandra-nevskogo-50050/?version=print llbatova@gmail.com (Дата обращения: 19.01.2019) [Alexander Nevsky’s Holy Violence]

29. Православие в законе – фильм Михаила Баранова (монаха Григория), полная версия // Портал-Credo.ru. URL: http://www.portal-credo.ru/site/?ac- t=news&id=106743&cf= (Дата обращения: 20.01.2019) [Orthodoxy in Law – the Film by Mikhail Baranov (Monk Gregory), the Full Version]

30. «У православных людей есть полное право взять меч и наказать врага». URL: https://www.znak.com/2017-09-13/avtor_pisem_s_ugrozami_kinoprokatchikam_iz_za_pokaza_matildy_obrushilsya_na_medinskogo (Дата обращения: 2.11.2018) [“The Orthodox People Gave the Right to Take the Sword and Punish the Enemy”]

31. Мы хотим Бога. URL: http://www.vz.ru/society/2013/5/15/632592.html (Дата обращения: 12.12.2018) [We Want God]

32. «Православная страна должна быть такой, как Иран». Лидер «Христианского государства» Александр Калинин – о своей организации и о том, как эвакуации по всей России связаны с «Матильдой». URL: https://meduza. io/feature/2017/09/14/pravoslavnaya-strana-dolzhna-byt-takoy-kak-iran (Дата обращения: 2.12.2018) [“The Orthodox Country Should be Like Iran”. Alexander Kalinin, the Leader of the “Christian State”, on his Organization and How Evacuations All Over Russia are Linked to Matilda]

33. Кнорре Б.К. Движение за канонизацию Ивана Грозного и православно-монархический цезаризм // Религия и российское многообразием / Под ред. С.Б. Филатова. М.; СПб.: Летний сад, 2011. С. 503–528. [The Movement for Canonization of Ivan the Terrible and Orthodox Monarchical Caesarism]

34. Беглов А. «Николаевцы» Поволжья и генезис идей «русской теократии». URL: http://ustav.livejournal.com/825705.html?thread=17165161 (Дата обращения: 13.09.2018) [“Nicholaeans” of the Volga Region and the Genesis of “Russian Theocracy” Ideas]

35. Иоанн (Снычев), митр. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. М.: Институт русской цивилизации 1995 [Autocracy of the Spirit: Essays on Russian Self-Consciousness]

36. Симонович-Никшич Л.Д. Страсти по Иоанну. URL: http://portal-credo.ru/site/?act=monitor&id=2298 (Дата обращения: 14.11.2018) [Passion According to John]

37. Елисеев А. Опричная эсхатология Грозного Царя. URL: http://rossia3.ru/ideolog/nashi/opricheshatolog (Дата обращения: 13.09.2018) [Oprichnina’s Eschatology of the Terrible Tsar]

38. Яшин С. Орден. URL: http://calvaryguard.com/ru/kanz/hist/ink2/opr1/(Дата обращения: 10.05.2018) [The Order]

39. Пожидаев И. Органическая взаимосвязь Сталина и православия, или Сталина – к лику святых! URL: http://ruskline.ru/special_opinion/2016/08/organicheskaya_vzaimosvyaz_stalina_i_pravoslaviya_ili_stalina_k_liku_svyatyh/ (Дата обращения: 11.09.2017) [The Natural Linkage of Stalin and Orthodoxy, or Stalin to the Ranks of Saints!] Воины, мстители, мученики: агиология милитантного дискурса... 33

40. Сталина предложили причислить к лику святых. URL: https://lenta.ru/ news/2015/06/18/stalin/ (Дата обращения: 11.09.2017) [Stalin is Wanted to be Canonized]

41. Леонид Ивашов: «Начиная с осени 1941 года, Сталин по ночам молился в храмах». URL: https://www.business-gazeta.ru/article/345310 (Дата обращения: 17.10.2018) [Leonid Ivashov: “From the Fall of 1941, Stalin Prayed in Churches at Night”]

42. Русская катакомбная Церковь истинных православных христиан. URL: http://vera-istina.blogspot.ru/2010/06/blog-post_12.html (Дата обращения: 27.12.2018) [The Russian Catacomb Church of the True Orthodox]

43. Бычков P., иерей. Иван Грозный и Адольф Гитлер. URL: http://www.center-rne.org/forums/showthread.php?t=1566 (Дата обращения: 27.12.2018) [Ivan the Terrible and Adolf Hitler]

44. Форум миссионерского портала диакона Андрея Кураева. URL: http:// kuraev.ru/smf/index.php?topic=571399.0 (Дата обращения: 19.10.2018) [Forum of Deacon Andrei Kuraev’s Mission Portal]

45. Крестоносцы. Православные патрули вышли в московские сумерки. URL: http://lenta.ru/articles/2012/08/22/patrul/ (Дата обращения: 21.12.2018) [The Crusaders. Orthodox Patrols Went to the Moscow Twilight]

46. Игумен Сергий Рыбко призвал прихожан бить хулиганов. URL: http://gra- ni.ru/Society/Religion/m.207246.html (Дата обращения: 20.06.2016) [Hegumen Sergiy Rybko Called on Parishioners to Beat Hooligans].

47. Иосиф Волоцкий, прп. Просветитель. URL: http://ruskline.ru/special_opinion/2016/08/organicheskaya_vzaimosvyaz_stalina_i_pravoslaviya_ili_stalina_k_liku_svyatyh/ (Дата обращения: 30.11.2017) [The Enlightener]

48. Московский Патриархат. Белорусская Православная Церковь. Информационно-консультативный Центр им. преп. Иосифа, игумена Волоцкого. URL: http://www.sobor.by/center.php (Дата обращения: 23.10.2018) [Belarusian Orthodox Church of the Moscow Patriarchate. Information and Advisory Center of St. Hegumen Joseph Volotsky]

49. Братство св. прп. Иосифа Волоцкого. URL: http://oprichnoebratstvo.narod.ru/ (Дата обращения: 30.11.2017) [The Brotherhood of St. Joseph Volotsky]

50. Бычков Р., иерей. Иоанн Грозный: «Ренессансный святой». URL: http://iosif-volotsky.livejournal.com/99833.html#cutid1 (Дата обращения: 30.01.2018) [Ivan the Terrible “The Saint of the Renaissance”]

51. Черная Сотня. Форум. URL: http://www.sotnia.ru/forum/viewtopic.php?t=4634 (Дата обращения: 17.01.2019) [The Black Hundred. Forum]

52. Ткаченко А. «Освяти руку ударом». Почему Иоанн Златоуст призывал бить богохульников? URL: http://foma.ru/osvyati-ruku-udarom.html (Дата обращения: 15.11.2018) [“Blessed be the Striking Hand”: Why John Chrysostom called to Fight the Blasphemers?]

53. Переслегин В., прот. Он выбирает Крест // Новый мученик за Христа воин Евгений. М.: Хронос-пресс, 2007. С. 52–53. [He Chooses the Cross]

54. Шаргунов А., прот. Постигнуть тайну Креста Христова // Новый мученик за Христа воин Евгений. М.: Хронос-пресс, 2007. С. 54–56. [“Comprehending the Mystery of the Cross of Christ”, in New martyr for Christ Eugeny the Warrior]

55. Воин Евгений Родионов как символ героизма и святости для современной России. URL: https://www.youtube.com/watch?v=SY9rGgE9VTU (Дата обращения: 10.12.2018) [Warrior Yevgeny Rodionov as a Symbol of Heroism and Santity for Contemporary Russia]

56. Тарло Е. Подвиг Евгения Родионова – опора для нашей страны. URL: http://www.egtarlo.ru/fakti/podvig-evgeniya-rodionova-opora-dlya-nashej-strany-evgenij-tarlo/ (Дата обращения: 10.12.2018) [The Feat of Yevgeny Rodionov is our Country’s Pillar]

57. Шаргунов А., прот. О верности Кресту Христову. К 15-летию со дня убиения воина Евгения Родионова. URL: http://www.pravoslavie.ru/46670.html (Дата обращения: 10.12.2018) [On the Loyalty to the Cross of Christ]

58. Осторожно! Провокация! URL: https://likorg.ru/post/ostorozhno-provokaciya (Дата обращения: 12.12.2018) [Provocation Alert!]

59. Холмогоров Е. На гибель героя. URL: http://www.amdn.news/ie-kholmogho-rov-na-ghibiel-ghieroia (Дата обращения: 12.12.2018) [On the Hero’s Death]

60. Naveh, E. (1992) Crown of Thorns: Political Martyrdom in America from Abraham Lincoln to Martin Luther King Jr. New York University Press.

61. Schechter, R. (2014) “Terror, Vengeance, and Martyrdom in the French Revolution”, in Janes, D. and Houen, A. (eds.) Martyrdom and Terrorism: Pre-Modern to Contemporary Perspectives, p. 152-178. Oxford University Press.

62. Strenski, I. (2002) Contesting Sacrifice: Religion, Nationalism, and Social Thought in France. The University of Chicago Press.

63. Bloch, M. (1992) Prey into Hunter. The Politics of Religious Experience. Cambridge University Press.

64. Juergensmeyer, M. (2003) Terror in the Mind of God: the Global Rise of Religious Violence. California: University of California Press.

65. Juergensmeyer, M. (2008) “Martyrdom and Self-Sacrifice in a Time of War”, Social Research, 75(2): 417-434.

66. Федотов Г. Святые древней Руси. М.: Московский рабочий, 1990. [Saints of Ancient Rus]

67. Холмогоров Е. Путин и агиополитика. URL: http://www.rus-obr.ru/ru-club3230 (Дата обращения: 13.12.2018) [Putin and Hagiopolitics]

68. Холмогоров Е. Бог как субъект истории. URL: http://novchronic.ru/4496.htm (Дата обращения: 7.08.2018) [God as the Subject of History]

69. Холмогоров Е. Царь былого и грядущего. Николай II и русская агиополитика. URL: http://viperson.ru/wind.php?ID=449156&soch=1 (Дата обращения: 7.08.2018) [The Tsar of the Past and the Future. Nicholas II and Russian Hagiopolitics]

70. В Храме Христа Спасителя начались торжества по случаю 60-летия со дня основания оружейного комплекса России. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/290617.html (Дата обращения: 7.08.2018) [The Celebration of the 60th Anniversary of the Establishment of the Russian Weapons Complex Began in the Cathedral of Christ the Savior]

71. Сладков Д. Серафим – значит «Пламенный». URL: http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/08/06/serafim__znachit_plamennyj/ (Дата обращения: 17.01.2019) [Seraphim Means “the Flaming One”]


Для цитирования:


Зыгмонт А.И., Кнорре Б.К. Воины, мстители, мученики: агиология милитантного дискурса в современном. Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2019;(2):11-35. https://doi.org/10.28995/2658-4158-2019-2-11-35

For citation:


Zygmont A.I., Knorre B.K. Warriors, Avengers, Martyrs: Hagiology in the Militant Discourse of Contemporary Russian Orthodoxy. Studia Religiosa Rossica: Russian Journal of Religion. 2019;(2):11-35. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-4158-2019-2-11-35

Просмотров: 72


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-4158 (Print)