Поход эпического героя в буддийский ад
https://doi.org/10.28995/2658-4158-2025-3-22-41
Аннотация
Статья посвящена анализу вставного сюжета о посещении эпическим богатырем буддийского ада в структуре архаического эпического текста. Цель исследования – показать влияние буддизма на содержание эпического текста, а также выявить элементы древних верований в структуре эпического сказания. Материалом исследования послужил эпический текст «Лучший из мужей трехлетний Мекеле», записанный в 1879 г. в Западной Монголии. Для достижения указанной цели использовался междисциплинарный подход, включавший методы религиоведческого, эпосоведческого и текстологического анализов. В структуру эпического текста вставлен сюжет о посещении героем буддийского ада ради освобождения всех живых существ от мук ада. Причиной отправления эпического героя в потусторонний мир становится отсутствие сына – наследника и продолжателя рода. Богатырь спускается в мир мертвых, получает наставление от самого Владыки ада и опустошает все отделения ада. В пространстве архаического эпического текста органично сочетаются разновременные напластования древних верований и буддизма. Наличие в тексте эпического сказания подобных элементов свидетельствуют о разных стадиях развития древних эпических текстов, о степени трансформации архаического ядра эпоса, обусловленного закономерностями культурного своеобразия этноса. Мотив видения героем эпоса буддийского ада является поздним включением буддийского сюжета в структуру архаического эпоса.
Ключевые слова
Об авторах
Б. А. БичеевРоссия
Баазр А. Бичеев, доктор философских наук
358000, Элиста, ул. Пушкина, д. 11
Н. Бямбаахуу
Монголия
Нанжид Бямбаахуу, доктор филологических наук
14191, Улан-Батор, SBD – 8 khoro
Список литературы
1. Бертагаев 1974 – Бертагаев Т.А. Космогонические представления в мифологии монгольских племен // Историко-филологические исследования: сборник статей памяти Н.И. Конрада. М.: Наука, 1974. С. 406–418.
2. Жирмунский 1974 – Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. Л.: Наука, 1974. 726 с.
3. Ксенофонтов 1992 – Ксенофонтов Г.В. Избранные труды (Публикации 1928– 1929 гг.). Якутск: Север-Юг, 1992. 318 с.
4. Мелетинский 2004 – Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса: Ранние формы и архаические памятники. М.: Восточная литература, 2004. 466 с.
5. Нармаев 2003 – Нармаев Б.М. Гесар и ад // Mongolica-VI: Сб. статей. СПб.: Петербургское востоковедение, 2003. С. 82–85.
6. Неклюдов 1984 – Неклюдов С.Ю. Героический эпос монгольских народов: Устные и литературные традиции. М.: Наука, 1984. 309 с.
7. Неклюдов 2019 – Неклюдов С.Ю. Фольклорный ландшафт Монголии: Эпос книжный и устный. М.: Индрик, 2019. 592 с.
8. Сумъяа 2011 – Сумъяа Д. Монгол Ногоон Дара эхийн тууж [Монгольские повествования о матушке Зеленой Таре]. Улаанбаатар: ШУА-ийн ХЗХ, 2011. 412 х.
Рецензия
Для цитирования:
Бичеев Б.А., Бямбаахуу Н. Поход эпического героя в буддийский ад. Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2025;(3):22-41. https://doi.org/10.28995/2658-4158-2025-3-22-41
For citation:
Bicheyev B.A., Byambaakhuu N. The epic hero’s journey to the Buddhist hell. Studia Religiosa Rossica: Russian Journal of Religion. 2025;(3):22-41. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-4158-2025-3-22-41