Preview

Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии

Расширенный поиск

Болгарская ересь богомилов как исторический миф: между историографией, религией и эзотерикой

https://doi.org/10.28995/2658-4158-2025-1-35-52

Аннотация

Статья посвящена исследованию историографической концепции о существовании дуалистической религиозной традиции, воплощавшейся в форме различных еретических движений средневековой Европы и Ближнего Востока. В центре исследования находится история болгарской ереси богомилов, игравшей важную роль в данной исторической концепции как связующее звено между ближневосточными дуалистическими сектами и более известными западноевропейскими катарами. Показано, как в болгарской историографии эта концепция о преемственности, при сохранении своей общей структуры, переосмыслялась в различных идеологических контекстах. Анализ дискурса болгарских историков проведен на основе методологических наработок, сформулированных в ходе современных дискуссий между исследователями катарской ереси. «Богомильский миф» болгарской историографии рассматривается как существовавший на пересечении различных дискурсивных полей: религиозного, из которого была заимствована модель генеалогии еретических учений; академического, включавшего различные идеологические интерпретации; эзотерического, которое рассматривается на примере адаптации данной концепции болгарским теософским сообществом начала XX в. – Всемирным белым братством, которое использовало образ богомилов для легитимизации своего учения через конструирование исторического мифа. 

Об авторе

С. О. Егоров
Новосибирский государственный университет
Россия

Станислав О. Егоров, кандидат исторических наук

630090, Новосибирск, ул. Пирогова, д. 1



Список литературы

1. Ангелов 1961 – Ангелов Д. Богомилството в България. София: Наука и изкуство, 1961. 318 с.

2. Егоров 2018 – Егоров С.О. Генеалогия богомильской ереси: проблема достоверности сведений антиеретических сочинений // Народы и религии Евразии. 2018. № 4 (17). С. 96–103.

3. Иванов 1925 – Иванов Й. Богомилски книги и легенди. София: Придворна печатница, 1925. 400 с.

4. Шапкалова, Назърска 2021 – Шапкалова С., Назърска Ж. Петър Дънов и Бялото братство – културно наследство и духовни пространства. София: За буквите – О писменехь, 2021. 398 с.

5. Brenon 2006 – Brenon A. The Cathars. Barcelona: MSM, 2006. 320 p.

6. Cameron 2003 – Cameron A. How to read heresiology // Journal of Medieval and Early Modern Studies. 2003. Vol. 33. No. 3. P. 471–492.

7. Goodrick-Clarke 2010 – Goodrick-Clarke N. The coming of the masters. The evolutionary reformulation of spiritual intermediaries in modern theosophy // Constructing tradition. Means and myths of transmission in Western esotericism / ed. by A. Kilcher. Leiden: Brill, 2010. P. 113–160.

8. Goodrick-Clarke 2004 – Goodrick-Clarke N. The occult roots of Nazism. Secret Aryan cults and their influence on Nazi ideology. L.: Tauris Parke Paperbacks, 2004. 293 p.

9. Iricinschi, Zellentin 2008 – Iricinschi E., Zellentin H.M. Making selves and marking others. Identity and Late Antique heresiologies // Heresy and identity in Late Antiquity. Tubingen: Mohr Siebeck, 2008. P. 1–27.

10. Obolensky 1948– Obolensky D. The Bogomils. A study in Balkan neo-Manichaeism. Cambrdige: Cambridge University Press, 1948. 317 p.

11. Pegg 2016 – Pegg M.G. The paradigm of Catharism, or The historians’ illusion // Cathars in question / ed. by A. Sennis. York: York Medieval Press, 2016. P. 21–52.

12. Pott 2005 – Pott S. Radical heretics, martyrs, or witnesses of truth? The Albigenses in Ecclesiastical history and literature (1550–1850) // Heresy in transition. Transforming ideas of heresy in Medieval and Early Modern Europe. Cornwall: Ashgate, 2005. P. 181–194.

13. Rudbog 2010 – Rudbog T. Helena Petrovna Blavatsky’s esoteric tradition // Constructing tradition. Means and myths of transmission in Western esotericism / ed. by A. Kilcher. Leiden: Brill, 2010. P. 161–177.

14. Runciman 1982 – Runciman S. The Medieval Manichee. A study of the Christian dualist heresy. Cambridge: Cambridge University Press, 1982. 214 p.

15. Stoyanov 2000 – Stoyanov Yu. The other God. Dualist religions from Antiquity to the Cathar heresy. Yale: Yale University Press, 2000. 476 p.

16. Stoyanov 2016 – Stoyanov Yu. Pseudepigraphic and parabiblical narratives in Medieval Eastern Christian dualism, and their implications for the study of Catharism // Cathars in question / ed. by A. Sennis. York: York Medieval Press, 2016. P. 151–176.

17. von Stuckrad 2010 – von Stuckrad K. Locations of knowledge in Medieval and Early Modern Europe. Esoteric discourse and Western identities. Leiden: Brill, 2010. 240 p.

18. von Stuckrad 2014 – von Stuckrad K. The scientification of religion. An historical study of discursive change, 1800–2000. Berlin: De Gruyter, 2014. 225 p.

19. Vasilev 2008 – Vasilev G. Heresy and the English reformation. Bogomil-Cathar influence on Wycliffe, Langland, Tyndale and Milton. L.: McFarland & Company, 2008. 204 p.


Рецензия

Для цитирования:


Егоров С.О. Болгарская ересь богомилов как исторический миф: между историографией, религией и эзотерикой. Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2025;(1):35-52. https://doi.org/10.28995/2658-4158-2025-1-35-52

For citation:


Egorov S.O. The Bulgarian Bogomil heresy as a historical myth. Between historiography, religion and esotericism. Studia Religiosa Rossica: Russian Journal of Religion. 2025;(1):35-52. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-4158-2025-1-35-52

Просмотров: 137


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-4158 (Print)