Обрезание сына Моисея (Исх. 4:24–26): древний обряд и его переосмысление в библейской традиции
https://doi.org/10.28995/2658-4158-2024-4-120-131
Аннотация
Статья представляет собой попытку проследить эволюцию представлений об обряде обрезания, зафиксированных в тексте Танаха: от предания об обрезании, сделанном Циппорой своему сыну (Исх. 4:24–26), до истории завета Бога с Авраамом (Быт. 17:10–14). Благодаря нескольким библейским текстам, а также на основании семантики выражения «жених крови» можно предположить, что в изначальной форме ритуал обрезания был частью свадебного обряда, как обряда перехода в новый род и в новый социальный статус. Будучи неотъемлемой частью ритуалов жизненного цикла архаичного общества, он не мог быть просто забыт и вытеснен из традиции после распространения и закрепления монотеистических представлений, а потому остался в культурной памяти, но был переосмыслен: стал обязательным ритуалом вхождения мужчины в завет.
Ключевые слова
Об авторе
С. В. БабкинаРоссия
Светлана В. Бабкина, кандидат исторических наук
125047, Москва, Миусская пл., д. 6
Список литературы
1. Ассман 2019 - Ассман А. Забвение истории - одержимость историей. М.: Новое литературное обозрение. 2019. 552 с.
2. Ассман 2004 - Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры, 2004. 368 с.
3. Десницкий 2004 - Десницкий А.С. «Ты жених крови у меня» - как можно истолковать Исход 4:24–26 // Альфа и Омега. 2004. № 2 (40). С. 59-72.
4. Лефевр 2015 - Лефвр А. Производство пространства. М.: Strelka Press, 2015. 432 c.
5. Лотман 1992 - Лотман Ю.М. Память в культурологическом освещении // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. Таллинн: Александра, 1992. С. 200-202.
6. Becking 2023 - Becking B. Then Zipporah took a Flint… Circumcision as a rite of passage in Exod 4,24–26 // Scandinavian Journal of the Old Testament. 2023. Vol. 37. No 1. P. 3-16.
7. Boling, Wright 1995 - Boling R., Wright E. Joshua: A new translation with notes and commentary. Garden City; New York: Yale University Press, 2007. 580 p.
8. Bregman 1997 - Bregman M. Midrash Rabbah and the Medieval collector mentality // Prooftexts. Vol. 17. No. 1: The anthological imagination in Jewish literature. Part 1. 1997. P. 63-76.
9. Feldman 2023 - Feldman L.M. The consuming fire: The complete priestly source, from creation to the Promised Land. Oakland: University of California Press, 2023. 296 p. Greenberg 1969 -Greenberg M. Understanding Exodus: A holistic commentary on Exodus 1–11. 2nd ed. Eugene: Cascade book, 1969. 193 p.
10. Houtman 1983 - Houtman C. Exodus 4:24-26 and its interpretation // Journal of Northwest Semitic Languages. 1983. No. 11. Р. 81-105.
11. Morgenstern 1963 - Morgenstern J. The ‘Bloody Husband’ (?) (Exod. 4:24-26). Once again // Hebrew Union College Annual. 1963. Vol. 34. P. 35-70.
12. Propp 1987 - Propp W. The origins of infant circumcision in Israel // Hebrew Annual Review. 1987. Vol. 11. P. 355-370.
13. Sarna 1991- Sarna N. Exodus. The JPS Torah commentary. Philadelphia; New York: The Jewish Publication Society, 1991. 278 p.
14. Stemberger 1996 - Stemberger G. Introduction to the Talmud and Midrash. Minneapolis: Fortress Press, 1996. 384 p.
Рецензия
Для цитирования:
Бабкина С.В. Обрезание сына Моисея (Исх. 4:24–26): древний обряд и его переосмысление в библейской традиции. Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2024;(4):120-131. https://doi.org/10.28995/2658-4158-2024-4-120-131
For citation:
Babkina S.V. The circumcision of Moses’ son (Ex. 4:24–26). Ancient rite and its Biblical reinterpretation. Studia Religiosa Rossica: Russian Journal of Religion. 2024;(4):120-131. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-4158-2024-4-120-131