Псалом 88 (89) в четвертом видении Перпетуи
https://doi.org/10.28995/2658-4158-2024-1-137-153
Аннотация
В статье исследуется четвертое видение Перпетуи из раннехристианского памятника «Страсти Перпетуи и Фелицитаты» (“Passio Perpetuae et Felicitatis”), посвященное ее сражению с Египтянином. Мы выявляем литургические аллюзии в отрывке, где помощники помазывают Перпетую елеем, устанавливая связь с псалмами, особенно с псалмом 88 (89). Мы особенно выделяем термин ἀντιλήμπτωρ, который подчеркивает роль Бога как помощника в псалмах, и его появление в видении. Помазание елеем в видении Перпетуи сравнивается с новозаветными контекстами, где оно служит целям экзорцизма и исцеления. В статье рассматривается литургическое значение помазания елеем, которое служит защитой от поражения и способствует изгнанию дьявола. Высказывается предположение, что термин ἀντιλήμπτωρ мог появиться в видении Перпетуи из литургической практики или Псалтыри. Анализируя связи с Псалмом 88 (89), мы обнаруживаем параллели в победной песне Перпетуи, образе Ланисты, держащего жезл, и победе над Египтянином, который отсылает к Рааву в псалме. Превращение Перпетуи в мужчину связано с образом Давида в 88 (89) псалме, что подчеркивает ее роль как царя-военачальника. Образ Египтянина связан с образами Голиафа и Фараона из пророчества Иезекиля. В статье делается вывод, что эти пересечения между видением и Псалмом 88 (89), такие как использование специфических терминов, помазание и победная тематика, скорее всего, не случайны и могут свидетельствовать о неосознанном влиянии. Предполагается, что греческая версия видения содержит более узнаваемые литургические аллюзии, чем латинская. В выводах содержатся ключевые моменты подробного анализа связей между видением Перпетуи и 88 (89) Псалмом, подчеркивается значимость этих пересечений для понимания богословского и литургического контекста видения.
Об авторе
Владимир В. СтепановРоссия
Владимир В. Степанов,
115184, Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б.
Список литературы
1. Брагинская 2022 – Брагинская Н.В. Сколько сомучеников было у Перпетуи и Фелицитаты? // Acta Linguistica Petropolitana. 2022. Т. 18. № 1. С. 48–77.
2. Лебедев 2022 – Лебедев П.Н. «Страсти свв. Перпетуи, Фелицитаты и их сомучеников» как источник по истории раннего христианства // Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения». 2022. № 2. С. 32–47.
3. Сафронов 2022 – Сафронов А.В. The Philistines and Caphtor: toward the understanding of the Biblical evidence // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2022. Т. 26. № 2. С. 1043–1060.
4. Ткаченко 2008 – Ткаченко А.А. Елей // Православная энциклопедия. Т. 18. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. С. 290–292.
5. Эдингер, фон Франц 2016 – Эдингер Э., Франц М.-Л. фон. Психологический анализ раннего христианства и гностицизма. М.: Клуб Касталия, 2016. 306 с.
6. Amat 1996 – Passion de Perpétue et de Félicité suivi des Actes / introd., texte critique, trad., comment. J. Amat. P.: Les éditions du Cerf, 1996.
7. Boswell 1995 – Boswell J. Same-sex unions in Premodern Europe. N.Y.: Villard Books, 1995. 412 p.
8. Heffernan 2012 – Heffernan T.J. The Passion of Perpetua and Felicity. Oxford; N.Y: Oxford University Press, 2012. 557 p.
9. Rousselle 1987 – Rousselle R. The dreams of Vibia Perpetua: analysis of a female Christian martyr // The Journal of Psychohistory. 1987. Vol. 14. No. 3. P. 193–206.
10. Sanders 1963– Sanders J.A. Ps. 151 in 11QPss // Zeitschrift für die Alttestamentliche Wissenschaft. 1963. Vol. 75. No. 1. P. 73–86.
Рецензия
Для цитирования:
Степанов В.В. Псалом 88 (89) в четвертом видении Перпетуи. Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2024;(1):137-153. https://doi.org/10.28995/2658-4158-2024-1-137-153
For citation:
Stepanov V.V. The fourth vision of Perpetua and Psalm 88 (89). Studia Religiosa Rossica: Russian Journal of Religion. 2024;(1):137-153. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-4158-2024-1-137-153