Вода в загробном мире: чем кончается третье видение Перпетуи?
https://doi.org/10.28995/2658-4158-2024-1-121-136
Аннотация
Раннехристианский памятник «Страсти Перпетуи, Фелицитаты и с ними пострадавших» (Passio Perpetuae et Felicitatis, начало III в.) имеет сложный состав. Одна из частей содержит уникальный текст – «Записки» Перпетуи, написанные ею в заключении перед казнью. В тюремных записях содержится рассказ о четырех снах или видениях героини. В статье рассматриваются второе и третье видения Перпетуи (VII, 1 – VIII, 4), где она видит своего брата Динократа, умершего еще мальчиком после тяжелой болезни. Эти два сна показывают сначала печальную картину его загробного пребывания, но после горячих молитв сестры вид мальчика преображается, и Перпетуя уверяется в его спасении. В настоящей статье этот сюжет рассматривается с точки зрения влияния христианской молитвы на посмертную участь и выделяется особая роль воды в облегчении этой участи. Автор затрагивает также вопрос об устойчивости языческих представлений о загробном мире в новом христианском контексте. В завершение предлагается несколько иная трактовка заключительных слов третьего видения, чем традиционно принято их понимать комментаторами, переводчиками и издателями текста.
Для цитирования:
Касьян М.С. Вода в загробном мире: чем кончается третье видение Перпетуи? Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2024;(1):121-136. https://doi.org/10.28995/2658-4158-2024-1-121-136
For citation:
Kasyan M.S. Water in the Underworld: How does the Perpetua’s third vision end? Studia Religiosa Rossica: Russian Journal of Religion. 2024;(1):121-136. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-4158-2024-1-121-136