Preview

Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии

Расширенный поиск

Орудие труда как иконографический элемент: алтарная композиция из храмов Дзана-баи в Махараштре

https://doi.org/10.28995/2658-4158-2023-4-55-75

Аннотация

В статье рассматривается уникальный объект храмового поклонения из Махараштры, маратхиязычного региона Западной Индии, – трехкомпонентная композиция, в центре которой находится мельничный жернов. Мотивы для такой конструкции обнаруживаются в поэзии средневековой служанки Дзана-баи (XIII–XIV вв.), описавшей в песнопениях свою любовь к богу Виттхалу / Витхобе из Пандхарпура и особые отношения между ними, включая его помощь при верчении тяжелого орудия труда. Техническая сборка трех компонентов в жанровый блок «Бог мелет совместно с Дзана-баи» впервые зафиксирована в литографиизаставке к 21-й главе «Триумфа бхактов», утвердившей Дзана-баи как самостоятельную личность. Эта коллективная агиография в середине XIX в. стала одним из первых образцов книгопечатания в Махараштре и источником извлечения этнокультурных и националистических смыслов в период становления маратхской идентичности. Помимо того, в литературе маратхского бхакти жернов и осуществляемый на нем помол зерна функционируют как устойчивая метафора из ресурсов монизма-адвайты. Она подразумевает дальнейшую неделимость в результате «размалывания» и «перетирания» дуальности, что приводит к единению с Абсолютом. Ставшая повсеместно узнаваемой, иконография служанки и бога, неразрывно соединенных жерновом в алтарных помещениях храмов в честь Дзана-баи, визуализирует эту метафору посредством укорененных в региональной культуре сюжетов и героев.

Об авторе

И. П. Глушкова
Институт востоковедения РАН
Россия

Ирина П. Глушкова, доктор исторических наук

107031, Москва, ул. Рождественка, д. 12



Список литературы

1. Глушкова 2000 – Глушкова И.П. Индийское паломничество: метафора движения и движение метафоры. М.: Научный мир, 2000. 264 с.

2. Глушкова 2016 – Глушкова И.П. Из склепа на пьедестал: Материализация чувствования, или Все смешалось в маратхском бхакти // Tamil tanta paricu: Сборник статей в честь Александра Михайловича Дубянского / Отв. ред. О. Вечерина, Н. Гордийчук, Т. Дубянская. М.: РГГУ, 2016. С. 248–259. (Orientalia et Classica, вып. 63)

3. Глушкова 2018 – Глушкова И.П. Дзана-баи: из служанок в богини: новые тенденции современного индуизма // ВОСТОК – ORIENS: Афро-азиатские общества: история и современность. 2018. № 5. С. 113–124.

4. Глушкова 2023 – Глушкова И.П. Неисчерпаемость бхакти: Дзана-баи как аргумент за приращение пространства Махараштры // Игра престолов на Востоке: политический миф и реальность / Отв. ред. М.С. Круглова, Д.В. Дубровская. М.: ИВ РАН, 2023. С. 143–167.

5. Daukes 2014 – Daukes J. Female voices in the Vārkarī Sampradāya: Gender constructions in a Bhakti tradition. D. Sc. Thesis (Philosophy), Department of the Study of Religions, SOAS, University of London. L., 2014. 446 p.

6. Deleury 1960 – Deleury G.A. The cult of Viṭhobā. Poona: Deccan College Postgraduate and Research Institute, 1960. XII+224 p.

7. Deshmukh 2020 – Deshmukh M. The mothers and daughters of Bhakti: Janabai in Marathi literature // International Journal of Hindu Studies. 2020. Vol. 24. P. 33–59.

8. Glushkova 2020 – Glushkova I. Visual arguments for regional identity: How did the images of Dnyaneshvar and Tukaram come to life? // Indian modernity: challenges and responses. Prof. Raja Dixit felicitation volume / Ed. by J. Wamburkar. Pune: The Unique Foundation, 2020. P. 42–71.

9. Glushkova 2021 – Glushkova I. Janabai and Gangakhed of Das Ganu: Towards ethnic unity and religious cohesion in a time of transition // The Indian Economic and Social History Review. 2021. Vol. 58. Iss. 4. P. 505–532.

10. Khare 1938 – Khare Ganesh Hari. Śrīviṭṭhal āṇi Paṇḍharpūr. Pune: Bharat Itihas Samshodhak Mandal, 1938. 2+83 p.

11. Novetzke 2003 – Novetzke Ch. Divining an author: The idea of authorship in an Indian religious tradition // History of Religions. 2003. Vol. 42. No. 3. P. 213–242.

12. Peacock 2013 – Peacock D. The stone of life: The archaeology of querns, mills and flour. Southampton: Highfield Press, 2013. 220 p.

13. Poitevin, Raikar 1996 – Poitevin G., Raikar H. Stonemill and Bhakti. New Delhi: D.K. Printworld, 1996. 265 p. (Contemporary Researches in Hindu Philosophy, no. 3)

14. Poitevin 1997 – Poitevin G. Les chants de la meule. Paris; Pondicherry: Kailash, 1997. 320 p.

15. Sinha 2015 – Sinha J. An ant swallowed the sun”: women mystics in Medieval Maharashtra and Medieval England. D. Sc. Thesis (Philosophy).The University of Texas. Austin, 2015. XI+227 p.

16. Vanita 2005 – Vanita R. God as Sakhi. Medieval poet Janabai and her friend Vithabai // Gandhi’s tiger and Sita’s smile. Essays on gender, sexuality and culture. New Delhi: Yoda Press, 2005. P. 91–104.


Рецензия

Для цитирования:


Глушкова И.П. Орудие труда как иконографический элемент: алтарная композиция из храмов Дзана-баи в Махараштре. Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2023;(4):55-75. https://doi.org/10.28995/2658-4158-2023-4-55-75

For citation:


Glushkova I. The tool of domestic labour in the iconography of Janabai’s temples in Maharashtra. Studia Religiosa Rossica: Russian Journal of Religion. 2023;(4):55-75. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-4158-2023-4-55-75

Просмотров: 209


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-4158 (Print)