Preview

Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии

Расширенный поиск

Историческое и мифологическое в евангельском предании о казни Иоанна Крестителя

https://doi.org/10.28995/2658-4158-2023-2-63-79

Аннотация

Данная статья представляет собой историко-религиоведческий анализ евангельского сюжета о казни Иоанна Крестителя. В первой части приводятся теории современных исследователей, занимающихся историей и генеалогией рода Иродов. Благодаря сопоставлению текста Евангелий, Иосифа Флавия и внешних свидетельств становится ясно, что танцовщицей на пиру могла быть не только Саломея, дочь Иродиады, но и юная падчерица Иродиады, Иродиада Соломея, дочь Ирода Антипы и набатейской царевны Фасаэлис. Этот факт открывает альтернативное прочтение истории: мы видим не только противостояние эроса и танатоса, но и сюжет о невинности, которая становится орудием в руках зла. Вторая часть статьи – анализ текста как мифа, помогающий понять значение и смысл сюжета на трех уровнях: буквальном (Иисус не может быть Иоанном, поскольку тот был недавно казнен), мифологическом (Иоанн – «жерт ва-предтеча» Иисуса, принесенная в соответствии с языческой мифологической моделью), богословском (смерть Иоанна – завершение прежней мифологической системы, основанной на жертве, вместо которой приходит новая, основанная на «нежертвенном» принципе ненасилия).

Об авторе

С. Б. Бабкина
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Светлана В. Бабкина, кандидат исторических наук

125047, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Жирар 2019 – Жирар Р. Интерпретация евангельского текста, основанная не на механизме жертвоприношения // Жирар Р. Вещи, сокрытые от создания мира. М.: ББИ, 2019. С. 221–268.

2. Леви-Стросс 2001 – Леви-Стросс К. Структурная антропология. М: ЭксмоПресс, 2001. 512 с.

3. Пропп 2002 – Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2002. 334 с.

4. Савватеева 1996 – Савватеева И.В. Образ Саломеи в изобразительном искусстве: дис. … канд. искусствоведения. М., 1996. 220 с.

5. Фрейденбрег 1997 – Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997. 448 с.

6. Aitken 2012 – Aitken E.B. Remembering and remembered women in Greco-Roman meals // Meals in the Early Christian World / Ed. by D.E. Smith, H.E. Taussig, N.Y.: Palgrave Macmillan, 2012. P. 109–122.

7. Céplö 2016 – Céplö S. “The Life of John the Baptist” by Serapion // New testament apocrypha. More noncanonical scriptures / Ed. by B. Landau, T. Burke. Vol. 1. Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Co, 2016. P. 268–292.

8. Chapman 2007 – Chapman H. Masada in the 1st and 21st centuries // Making history. Josephus and historical method / Ed. by Z. Rodgers. Leiden: Brill, 2007. P. 82–102.

9. Hoehner 1980 – Hoehner H. Herod Antipas. A contemporary of Jesus Christ. Grand Rapids: Zondervan Academic, 1980. 436 p.

10. Huntsman 1996 – Huntsman E. The reliability of Josephus. Can he be trusted? // Brigham Young University Studies. 1996. Vol. 36. No. 3. P. 392–402.

11. Jensen 2010 – Jensen M.H. Herod Antipas in Galilee. Tubingen: Mohr Siebeck, ̈ 2010. 316 p.

12. Kokkinos 1986 – Kokkinos N. Which Salome did Aristobulus marry? // Palestine Exploration Quarterly. 1986. Vol. 118. No. 1. P. 33–50.

13. Kokkinos 1998 – Kokkinos N. The Herodian dynasty. Origins, role in society and eclipse. Sheffield: Sheffield Academic Press, 1998. 518 p. (Journal for the Study of the Pseudepigrapha Supplement, Series 30)

14. Kraemer 2006 – Kraemer R.S. Implicating Herodias and her daughter in the death of John the Baptizer. A (Christian) theological strategy? // Journal of Biblical Literature. 2006. Vol. 125. No. 2. P. 321–349.

15. Kultermann 2006 – Kultermann U. “The Dance of the Seven Veils”. Salome and erotic culture around 1900 // Artibus et Historiae. 2006. Vol. 27. No. 53. P. 187–215.

16. Rappaport 2007 – Rappaport U. Josephus’ personality and the credibility of his narrative // Making history. Josephus and historical method / Ed. by Z. Rodgers. Leiden: Brill, 2007. P. 68–81.

17. Richardson 1996 – Richardson P. Herod. King of the Jews and friend of the Romans. Edinburgh: T&T Clark, 1996. 360 p.

18. Standhartinger 2012 – Standhartinger A. Women in Early Christian meal gatherings. Discourse and reality // Meals in the Early Christian world / Ed. by D.E. Smith, H.E. Taussig. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2012. P. 87–108.


Рецензия

Для цитирования:


Бабкина С.Б. Историческое и мифологическое в евангельском предании о казни Иоанна Крестителя. Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2023;(2):63-79. https://doi.org/10.28995/2658-4158-2023-2-63-79

For citation:


Babkina S.V. History and mythology in the Gospel story about the execution of John the Baptist. Studia Religiosa Rossica: Russian Journal of Religion. 2023;(2):63-79. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-4158-2023-2-63-79

Просмотров: 2903


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-4158 (Print)