Preview

Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии

Расширенный поиск

Одержимые пляской: мистериальные сюжеты в балете модернизма

https://doi.org/10.28995/2658-4158-2019-3-132-149

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается история создания модернистских балетов «Весна священная» и «Алалей и Лейла», замысел которых возник в одно и то же время, около 1910 года. Первый был поставлен в антрепризе Сергея Дягилева, второй создавался для Мариинского театра. В написании либретто и того, и другого балета участвовал Алексей Ремизов, задумавший балет-мистерию, или языческую «русалию». Сюжет и того, и другого балета вращался вокруг языческих обрядов, а действующими лицами были персонажи славянской мифологии. Создание балета-мистерии шло в одном русле с созданием «мистериального» (символистского) театра. Выдвигается предположение о том, что балетная мистерия, как и мистериальный театр в целом, отвечала на возникший на рубеже столетий запрос - вдохнуть новую жизнь в дряхлеющую религию. Театр и танец при этом рассматривались как материал для создания неоритуалов, которые сопровождали бы модернистские изводы возрожденного христианства.

Об авторе

И. Е. Сироткина
Институт истории естествознания и техники, РАН
Россия

Ирина Е. Сироткина - кандидат психологических наук, PhD (по социологии).

125315, Москва, ул. Балтийская, д. 14



Список литературы

1. Сироткина И.Е. Кто придумал «Весну»? // Научный вестник Москвоской консерватории. 2015. № 1(20). С. 58-69. [Who thought up the Spring?].

2. Век «Весны священной» - век модернизма / Сост. П. Гершензон, О. Манулкина. М.: Большой театр, 2013. [The century of the Rite of spring - the century of modernism].

3. Нижинская Б. Ранние воспоминания. Ч. 2. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1999. [Early memoires].

4. Рерих Н.К. Из литературного наследия / под ред. М.Т. Кузьминой. М.: Изобразительное искусство, 1974. [From the literary heritage].

5. Мережковский Д.С. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. М., Советский писатель, 1991. [Still waters. Essays and etudes from various years].

6. Фаликов Б.З. Величина качества. Оккультизм, религии Востока и искусство XX века. М.: НЛО, 2017. [The amount of quality. Occultism, oriental religions and art in the twentieth century].

7. Пащенко М.В. «Русский Ницше» и «русский Вагнер» // Вопросы философии. 2015. Выпуск 6. С. 100-110. [‘Russian Nietzsche’ and ‘Russian Wagner’].

8. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. Рассказы о древнегреческой культуре. М.: Новое литературное обозрение, 2000. Gasparov M.L. (2000) [Entertaining Greece. Stories of ancient Greek culture].

9. Сироткина И. Свободное движение и пластический танец в России. М.: Новое литературное обозрение, 2012. [Free movement and early modern dance in Russia].

10. Евреинов Н.Н. Откровение искусства / Изд-е подготовила К. Пьералли. СПб.: Издательский дом «Мир», 2012. [The revelation of art].

11. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1987. [Paganism in ancient Rus’].

12. Ремизов А.М. Русалия. Собрание сочинений. Т. 12. СПб.: Изд-во «Росток», 2016. [Selected works]. Vol. 12. Sankt-Peterburg: Rostok.

13. Фельдман О.М. О неосуществленном замысле русалии «Лейла и Алалей» // Мейерхольд и другие. Документы и материалы. Мейерхольдовский сборник. Выпуск второй / ред.-сост. О.М. Фельдман. М.: ОГИ, 2000. С. 133-134. [On the unrealized idea of the rusalia, Alaley andLeyla].

14. Мейерхольд В.Э. «Лейла», балет Ремизова. Схема / подготовка к публ. В.П. Коршуновой и Н.Н. Панфиловой // Мейерхольд и другие. Документы и материалы. Мейерхольдовский сборник. Выпуск второй / ред.-сост. О.М. Фельдман. М.: ОГИ, 2000. С. 155-156. [Leyla, ballet by Remizov, the scheme].

15. Ремизов А.М. Встречи. Петербургский буерак. Paris: LEV, 1981. [Encounters. Petersburg gully].

16. Обатнина Е. А.М. Ремизов. Личность и творческие практики писателя. М.: Новое литературное обозрение, 2008. [Remizov. The person and creative practices of the writer].

17. Ремизов А.М. Лейла. Русалия в четырех картинах с прологом и эпилогом / публ. Л.Я. Дворниковой // Мейерхольд и другие. Документы и материалы. Мейерхольдовский сборник. Выпуск второй / ред.-сост. О.М. Фельдман. М.: ОГИ, 2000. С. 139-155. [Leyla. Rusalia in four pictures with prologue and epilogue].

18. Розанов Ю.В. Драматургия Алексея Ремизова и проблема стилизации в русской литературе начала ХХ века: диссертация на соискание ученой степени кандидата филол.наук. Вологда: ВГПИ, 1994. http://www.book-site.ru/fulltext/dis/ser/tac/dissertacii/rozanov/index.htm (дата обращения 15.05.2013). [Aleksei Remizov’s dramaturgy and the problem of stylization in Russian literature: Dissertation].

19. Вельяшев Вл. «Я Вашу музыку знаю и люблю...» // Наше Наследие. 2004. № 71; http://nasledie-rus.ru/podshivka/7101.php (дата обращения 15.05.2013). [‘I know your music and love it...’].

20. Morton, L. (1979) «Footnotes to Stravinsky Studies: Le Sacre du printemps», Tempo (New Series). Vol. 128: 9-16.

21. Малахиева-Мирович В. Алексей Ремизов. Рассказы // Русская мысль. 1910. № 1. С. 3. [Aleksey Remizov. Short stories].

22. Дунаева Н.Л. М.И. Терещенко. Страница биографии // Из истории русского балета. Избранные сюжеты. СПб: Мин. культуры РФ; Академия русского балета им. А.Я. Вагановой, 2010. С. 77-111. [M.I. Tereshchenko. A page from the biography].

23. Мейерхольд Вс. Статьи. Письма. Речи. Беседы. Часть первая. 1891-1917. М.: Искусство, 1968. [Essays, Letters, Speaches, Conversations].

24. Лядов Анатолий Константинович (1855-1914) // http://music.edusite.ru/p130aa1.html (дата обращения 15.05.2013). [Lyadov Anatoliy Konstantinovich (1855-1914)].

25. Уварова И.П. Смеется в каждой кукле чародей. М.: РГГУ, 2001; также в: http://uvarova.jimdo.com/смеётся-в-каждой-кукле-чародей/ (дата обращения 15.05.2013). [A magician laughs in each marionette].

26. Добровольская Г. Михаил Фокин. Русский период. СПб.: Гиперион, 2004. [Michel Fokine. Russian period].

27. Мейерхольд Вс. Театр (К истории и технике) // Театр. Книга о новом театре. Сборник статей. 1908. Репринтное издание. М.: ГИТИС, 2008. С. 101-146. [Theatre. On history and technique].

28. Сергей Дягилев и русское искусство: В 2 т. / Сост., вступ. ст. и коммент. И.С. Зильберштейна, В.А. Самкова. M.: Изобразит. искусство, 1982. [Sergey Diaghilev and Russian art].

29. Дунаева Н.Л. «Лядовский эпизод» в истории создания балета «Жар-птица» // Из истории русского балета. Избранные сюжеты. СПб.: Мин. культуры РФ; Академия русского балета им. А.Я. Вагановой, 2010. С. 112-124. [Liadov’s episode in the history of The Firebird ballet].

30. Обатнина Е.Р. Материалы А. М. Ремизова в архиве Р. В. Иванова-Разумника // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1997 год. СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. С. 3-23. [Remizov’s documents in R. V. Ivanov-Pazumnik’s archive].

31. Волконский С.М. Отклики театра. О естественных законах пластики. М.: URSS, 2012. [Responses from theatre. On natural laws of plasticity].

32. Вишневецкий И. Сергей Прокофьев, документальное повествование в трех книгах // Топос. Литературно-философский журнал. 2008. № 9. http://www.topos.ru/article/6439#1 (дата обращения 15.05.2013). [Sergey Prokofiev: Documentary narrative in three books].

33. Шевеленко И.Д. Модернизм как архаизм: национализм и поиски модернистской эстетики в России. М.: Новое литературное обозрение, 2017. [Modernism as archaism: nationalism and search for modernist aesthetics in Russia].


Для цитирования:


Сироткина И.Е. Одержимые пляской: мистериальные сюжеты в балете модернизма. Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2019;(3):132-149. https://doi.org/10.28995/2658-4158-2019-3-132-149

For citation:


Sirotkina I.E. Possessed with dance: mystery plots in Russian modernist ballet. Studia Religiosa Rossica: Russian Journal of Religion. 2019;(3):132-149. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-4158-2019-3-132-149

Просмотров: 49


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-4158 (Print)