Preview

Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии

Расширенный поиск

Искусство звукового перевоплощения шамана в ритуалах нганасан

https://doi.org/10.28995/2658-4158-2019-3-112-131

Полный текст:

Аннотация

Шаманский обряд как комплексное явление требует междисциплинарного изучения с позиций этнографии, религиоведения, филологии, искусствоведения, психологии и других наук. Как синкретическое явление раннего искусства, шаманский ритуал объединяет в себе разные виды искусства - музыку, поэзию, театр, пантомиму, танец, декоративно-прикладное искусство. В данной статье рассматривается музыкальный аспект шаманского ритуала в неразрывной связи с мировоззренческим значением музыки в обряде, играющей важную роль в воплощении сакрального содержания ритуала. Материалами статьи являются обряды нганасанских шаманов Тубяку Дюходовича Костеркина и Дюлсымяку Демнимеевича Костеркина, зафиксированные в 1989 г. и 1990 г. при непосредственном участии автора статьи, а также научная литература. В статье подробно рассматриваются музыкально-выразительные средства обряда, с помощью которых шаман воплощает образы своих духов-помощников, а также создается экстатическая атмосфера ритуала. Это узнаваемые на слух мелодии-лейтмотивы шаманских духов (музыкальные маркеры, закрепленные за каждым из них); звукоподражательные сигналы-ономатопеи, имитирующие голоса зооморфных духов-помощников шамана (животных и птиц); обрядовые музыкальные и фоноинструменты (бубен с колотушкой, шаманский посох, подвески шаманского костюма и другие); многоголосная фактура ритуального пения, строящегося по принципу респонсория (сольный запев шамана - ансамблевая втора-ответ шаманских помощников). В заключении статьи акцентирована сакральная роль музыки в шаманском обряде, являющейся медиатором между сверхъестественным и реальным мирами и помогающей выполнению ритуальной функции шамана - его перевоплощению в сверхъественных существ посредством звука.

Об авторе

О. Э. Добжанская
Арктический государственный институт культуры и искусств
Россия

Оксана Эдуардовна Добжанская - доктор искусствоведения, профессор.

Республика Саха (Якутия), Якутск, 677000; ул. Орджоникидзе, д. 4



Список литературы

1. Шартье Д. Что такое «воображение Севера?» // Геокультуры Арктики: методология анализа и прикладные исследования / Под общ. ред. Д.Н. Замятина и Е.Н. Романовой. М.: Изд-во «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2017. С. 13-27. [«What is «the imagination of the North?»].

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка.: изд. 20. Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1988. [Russian dictionary].

3. Топоров В.Н. Ритуал, тексты, язык // В.Н. Топоров. Исследования по этимологии и семантике. Т. 1. М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 484-707 [Ritual, texts, language].

4. Добжанская О.Э. Шаманская музыка самодийских народов Красноярского края: монография. Норильск: Изд-во АПЕКС, 2008. [The Shaman music of Samoyedic People of Krasnoyarsk region].

5. Грачева Г.Н. Традиционное мировоззрение охотников Таймыра (на материалах нганасан XIX-XX века). Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1983. - 173 с. [The traditional world-view of Taimyr hunters (on Nganasans materials of 19th - 20th centuries].

6. Добжанская О.Э. История изучения нганасанского шаманства // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2013. № 2. С. 100-105. [«The history of the studying of Nganasans shamanism»].

7. Hultkrantz, A. (1989) «The place of shamanism in the history of religions», Shamanism: Past and Present (ISTOR, 1-2). Budapest-Los-Angeles: Fullerton, pp. 43-52.

8. Грачева Г.Н. Шаманы у нганасан // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1981. С. 69-89. [«The shamans of the Nganasans»].

9. Грачева Г.Н. К этнокультурным связям нганасан // Этнокультурные контакты народов Сибири. Л.: Наука, ленинградское отделение, 1984. С. 84-98. [«To the ethno-cultural connections of the Nganasans»].

10. Добжанская О.Э. Песня Хотарэ. Шаманский обряд нганасан: опыт этному-зыковедческого исследования. СПб.: Изд-во «Дрофа», 2002. [The song of Hotare].

11. Костеркина Н.Т., Хелимский Е.А. Малые камлания большого шамана. Первое камлание. Второе камлание // Таймырский этнолингвистический сборник. М.: РГГУ, 1994. Вып. 1. С. 17-107. [«The small rituals of the great shaman. First ritual. Second ritual»].

12. Graceva, G. (1989) «Nganasan and enets shamans’ wooden masks», Shamanism: Past and Present (ISTOR, 1-2). Budapest-Los-Angeles: Fullerton, pp. 145-153.

13. Таймырский этнолингвистический сборник: Материалы по нганасанскому шаманству и языку / Под ред. Е.А. Хелимского. М., РГГУ. 1994. Вып. 1. [Taimyr ethno-linguistic collection: Materials on Nganasan shamanism and language].

14. Попов А.А. Нганасаны: Социальное устройство и верования / Отв. ред. Г.Н. Грачева, Ч.М. Таксами. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1984. Popov A.A. (1984) [Nganasans: Social organization and beliefs].

15. Попов А.А. Тавгийцы. Материалы по этнографии авамских и вадеевских тавгийцев // Тр. Ин-та этнографии. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1936. Т. 1, вып. 1. [Tavgi. Materials on ethnology of Avam and Vadeev Tavgi people].

16. Dobzhanskaya, O.E. Samoyedic Shamanic Drums: Some Symbolic Interpretations // Shamanhood and Mythology. Archaic Techniques of Ecstasy and Current Techniques of Research: In Honour of Mihaly Hoppal, celebrating his 75th Birthday / Ed. by Attila Mateffy and Gyorgy Szabados. Hungarian Association for the Academic Study of Religions. Budapest 2017. P. 63-75.

17. Добжанская О.Э. Шаманские фоноинструменты самодийских народов: типология в контексте ритуального функционирования // Традиционная культура (научный альманах). 2009. № 3 (35). С. 92-104. [«The shaman instruments of Samoyedic peoples: typology in the context of ritual functioning»].

18. Нганасанская музыка: Альбом из 2 грампластинок / Сост. и автор статьи И.А. Богданов. Зап. 1974 г. Грп. С 30-1765-00. Б.м.: Мелодия. Вып. 1982. [Nganasan’s music].

19. Замятин В.Н. Геокультурное пространство Арктики: онтологические модели воображения // Геокультуры Арктики: методология анализа и прикладные исследования: монография / Под общ. ред. Д.Н. Замятина и Е.Н. Романовой. М.: Изд-во «Канон+» РООИ «Реабилитация». С. 28-37. [«Geo-cultural space of Arctic: the ontological models of imagination»].


Рецензия

Для цитирования:


Добжанская О.Э. Искусство звукового перевоплощения шамана в ритуалах нганасан. Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2019;(3):112-131. https://doi.org/10.28995/2658-4158-2019-3-112-131

For citation:


Dobzhanskaya O.E. The art of sound transformation of the shaman in the Nganasans rituals. Studia Religiosa Rossica: Russian Journal of Religion. 2019;(3):112-131. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-4158-2019-3-112-131

Просмотров: 148


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-4158 (Print)