Институт оракулов-прорицателей кадаги кадаги у горцев Восточной Грузии
https://doi.org/10.28995/2658-4158-2019-3-92-111
Аннотация
В статье рассматривается оригинальная сфера традиционной грузинской религиозной культуры - институт прорицателей кадаги. Исследование основано на материалах горных районов Восточной Грузии. Особое развитие этот институт получил в Хевсурети. Кадаги (мужчину или женщину) называли того человека, который, согласно народным верованиям, был специально избран божеством из общины для того, чтобы сообщать людям его волю. Кадаги информировал людей о причинах недовольства божества и о том, какими пожертвованиями можно смягчить его гнев, кадаги предсказывал будущее (болезни, смерти, урожай, погода), восстанавливал забытые религиозные ритуалы, разрешал социально значимые и повседневные проблемы. Известны две формы прорицания - в святилище и в доме. Особый интерес вызывает джварт эна - язык божества. Согласно народным верованиям, это был священный язык божества, посредством которого кадаги сообщал людям повеления божества.
Ключевые слова
Об авторе
Л. Т. СоловьеваРоссия
Любовь Т. Соловьева - кандидат исторических наук.
119991, Москва, Ленинский пр., 32а
Список литературы
1. Бардавелидзе В.В. (1949) Земельные владения древнегрузинских святилищ // Советская этнография. № 1. C. 92-109 [Land ownership of ancient Georgian sanctuaries]
2. Бардавелидзе В.В. (2015) Древнейшие религиозные верования и обрядовое графическое искусство грузинских племен. М.: Наука - Восточная литература [The oldest religious beliefs and ritual graphic art of the Georgian tribes].
3. Очиаури Т.А. (2010) Кадагоба в Хевсурети. Тбилиси (на груз. яз.) [Kada-goba in Khevsureti].
4. Важа Пшавела. (1985) Жизнь пшава // Важа Пшавела. Избранная проза. Тбилиси: Мерани. С. 287-330 [Pshavy’s life].
5. Худадов Н.А. (1887). Заметки о Хевсуретии. Тифлис [Notes on Khevsureti].
6. Бардавелидзе В.В. (1952) Система управления хевсурской общины // Мо-амбе [Сообщения АН Груз. ССР] Тбилиси. Т. 13. № 10. С. (на груз. яз.) [Management system of the Khevsuri community].
7. Религиозно-этнографический очерк Пшаво-Тушино-Хевсуретии преосвященного Антония, епископа Горийского. Тифлис, 1914. [Religious and ethnographic essay of Pshavo-Tushino-Khevsuretia of the Most Reverend Anthony, Bishop of Gori].
8. Бардавелидзе В.В. (1941) У иорских пшавов // Известия института языка, истории и материальной культуры. Тбилиси. Т. 11. С. 67-182 (на груз. яз.) [At Iori pshavy].
9. Эристов Р. (1855) О Тушино-Пшаво-Хевсурском округе // Записки Кавказского отдела императорского русского географического общества. Тифлис. Т. 3 [About Tushino-Pshavo-Khevsursky District].
10. Важа Пшавела. (1937) Этнографические статьи. Тбилиси (на груз. яз.) [Ethnographic articles].
11. Бардавелидзе В.В. (1932) Опыт социологического изучения хевсурских верований. Тифлис [The experience of the sociological study of Khevsurian beliefs].
12. Бардавелидзе В.В. (1938) Духовные тексты горцев Восточной Грузии // Материалы по этнографии Грузии. Тбилиси. Вып. 1. С. 1-48 (на груз. яз.) [Spiritual Texts of the Highlanders of Eastern Georgia].
Рецензия
Для цитирования:
Соловьева Л.Т. Институт оракулов-прорицателей кадаги кадаги у горцев Восточной Грузии. Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2019;(3):92-111. https://doi.org/10.28995/2658-4158-2019-3-92-111
For citation:
Solovyeva L.T. The institution of the oracles (of the prophets) kadagi kadagi among the highlanders of Eastern Georgia. Studia Religiosa Rossica: Russian Journal of Religion. 2019;(3):92-111. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-4158-2019-3-92-111