Вдохновленные Рамой. Рама-расики Айодхьи: проблема гендера в индийском мистико-поэтическом служении Сите и Раме
https://doi.org/10.28995/2658-4158-2019-3-50-67
Аннотация
Изучение явления, определяемого нами с помощью таких понятий, как «транс», «вдохновение», «одержимость», не исчерпывается представлениями и практиками, проистекающими из попыток взаимодействия со сверхъестественными силами божественного или демонического происхождения. В ряде мистических традиций речь идет о принятии на себя других несвойственных адепту в «нормальном» состоянии качеств или целых идентичностей. Для Рамарасиков с Гола-гхата (Айодхья), движение которых можно определить как мистико-поэтическое, центральным деланием стала визуализация последователями-мужчинами своей «истинной» женской природы. Именно в ней они могут приблизиться к Богу, предстающему перед ними в форме романтичного «смуглого юноши» Рамы, и вступить с ним в различные виды отношений, включая и любовноэротические. Статья основана на многолетних наблюдениях автора за жизнью обитателей Гола-гхата и некоторых других сообществ расиков в Айодхье и Читракуте, а также включает в себя переводы отрывков из произведений учителей и святых традиции (преимущественно поэтических и аллегорических по содержанию).
Ключевые слова
Об авторе
М. Б. ДемченкоРоссия
Максим Б. Демченко - кандидат культурологии, доцент.
119034, Москва, ул. Остоженка, д. 38
Список литературы
1. Bevilaqua D.A. (2015) Past for the Present: The Role of the Sri Math and the Jagadguru in the Evolution of the Ramanandi Sampradaya // PhD Thesis. Roma: Sapienza universita di Roma.
2. Jayramdev Swami. (2008) Kanak-bhavan Mahima. Ayodhya: Sri Vrisbhan Dharmasetu Private Trust.
3. Ramcharandas. Anandalahari. Varanasi: Saraswati Mahal Library.
4. Raskhan. Prem-vatika. Online resource: http://hi.krishnakosh.org/ (accessed on 25.10.2018).
5. Tulsidas Goswami. (2004) Jdnaki-mangala. Gorakhpur: Gitapress.
6. Tulsidas Goswami. (2004) Dohdvali. Gorakhpur: Gitapress.
7. Tulsidas Goswami. (2004) Kavitdvali. Gorakhpur: Gitapress.
8. Tulsidas Goswami. (2000) Sri Rdmacharitmdnasa. Gorakhpur: Gitapress.
9. Yugalananya Sharan. (2003) Sri Dhdmakdnti. Ayodhya: Sri Lakshman Kila.
10. Yugalananya Sharan. (2003) Sri Ndmakdnti. Ayodhya: Sri Lakshman Kila.
11. Демченко М.Б. (2012) Наследие Рамананды и его влияние на формирование культа Рамы в качестве верховного божества. В Евразия / Духовные традиции народов. М.: Лаборатория ИАРИП РПУ. P. 160-168.
Рецензия
Для цитирования:
Демченко М.Б. Вдохновленные Рамой. Рама-расики Айодхьи: проблема гендера в индийском мистико-поэтическом служении Сите и Раме. Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2019;(3):50-67. https://doi.org/10.28995/2658-4158-2019-3-50-67
For citation:
Demchenko M.B. Ram-rasiks of Ayodhya: gender problem in poetical mysticism and in worship of Sita and Rama. Studia Religiosa Rossica: Russian Journal of Religion. 2019;(3):50-67. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-4158-2019-3-50-67