«Развратница приятной наружности»: подходы к интерпретации кумранского гимна 4Q184
https://doi.org/10.28995/2658-4158-2020-1-29-42
Аннотация
В статье разбирается центральный женский образ кумранского гимна 4Q184. Прослеживается, как архетип демонической женщины, обитающей в Преисподней, помогает автору произведения через литературные аллюзии на книгу Притчей обратиться в метафорической форме к конкретным историческим событиям. Развивается предложенная И.Д. Амусиным трактовка гимна в контексте кумранского комментария на книгу пророка Наума (4Q169), критикующего фарисейское учение. В качестве возможного прототипа антагонистки в гимне называется царица Саломея (Шеломцион) Александра (76-67 гг. до н. э.), в период правления которой фарисейское учение стало лидирующим.
Ключевые слова
Об авторе
Н. М. КирееваРоссия
Наталья М. Киреева - кандидат исторических наук, доцент.
125993, Москва, Миусская пл., д. 6
Список литературы
1. Амусин 1986 - Амусин И.Д. Кумранский антифарисейский памфлет // Вестник древней истории. 1986. № 3. С. 133-140.
2. Allegro 1964 - Allegro, J. (1964), “Wiles of the Wicked Woman: A Sapiential Work from Qumran’s Fourth Cave”, Palestine Exploration Quarterly, no. 96, pp. 53-55.
3. Allegro 1968 - Allegro, J.M. (1968), Discoveries in the Judaean Desert (DJD), vol. V, pp. 82-85 (Pl. XXVIII).
4. Aubin 2011 - Aubin, M. (2011), “ ‘She is the beginning of all the ways of perversity’: Femininity and Metaphor in 4Q184”, Women in Judaism, no. 2, pp. 1-23.
5. Baumgarten 1991-1992 - Baumgarten, J.M. (1991-1992), “On the Nature of the Seductress in 4Q184”, Revue de Qumran, no. 15, pp. 133-143.
6. Broshi 1983 - Broshi, M. (1983), “Beware of the Wiles of the Wanton Woman”, Biblical Archaeology Review, no. 9, pp. 54-56.
7. Burgmann 1967 - Burgmann, H. (1967), “The Wicked Woman: Der Makkabaer Simon?”, Revue de Qumran, no. 8, pp. 323-359.
8. Carmignac 1965 - Carmignac, J. (1965), “Poeme allegorique sur la secte rivale”, Revue de Qumran, no. 5, pp. 361-374
9. Gazov-Ginzberg 1967 - Gazov-Ginzberg, A.M. (1967), “Double-Meaning in a Qumran Work: The Wiles of the Wicked Woman”, Revue de Qumran, no. 6, pp. 279-285.
10. Groff 2007 - Groff, M. (2007), “Discerning Wisdom: The Sapiential Literature of the Dead Sea Scrolls”, Supplements to Vetus Testamentum, vol. 116, Brill, Leiden, pp. 106-111.
11. Hauptman 1991 - Hauptman, J. (1991), “Maternal Dissent: Women and Procreation in the Mishna”, Tikkun, no. 6/6, pp. 80-81, 94-95.
12. Ilan 2001 - Ilan, T. (2001), Integrating Women into Second Temple History, Hendrickson Publishers, pp. 21-23.
13. Ilan 2006 - Ilan, T. (2006), Silencing the Queen: The Literary Histories of Shelamzion and Other Jewish Women, Mohr Siebeck, pp. 73-110.
14. Jones 2003 - Jones, S.C. (2003), “Wisdom’s Pedagogy: A Comparison of Proverbs VII and 4Q184”, Vetus Testamentum, no. 53, pp. 65-81.
15. Moore 1981 - Moore, R.D. (1981), “Personification of the Seduction of Evil: ‘The Wiles of the Wicked Woman’ ”, Revue de Qumran, no. 10, pp. 505-519.
16. Strugnell 1970 - Strugnell, J. (1970), “Notes en marge du volume V des ‘Discoveries in the Judaean Desert ofJordan”, Revue de Qumran, no. 1, pp. 163-276.
Рецензия
Для цитирования:
Киреева Н.М. «Развратница приятной наружности»: подходы к интерпретации кумранского гимна 4Q184. Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2020;(1):29-42. https://doi.org/10.28995/2658-4158-2020-1-29-42
For citation:
Kireeva N.M. “The Harlot of the pleasing appearance”. Approaches to Interpretation of the Hymn 4Q184 from Qumran. Studia Religiosa Rossica: Russian Journal of Religion. 2020;(1):29-42. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-4158-2020-1-29-42