«Фиктивное родство» или «родительство по благодати»? Переосмысление семейных связей через крестное родительство в социальной антропологии
https://doi.org/10.28995/2658-4158-2025-4-137-155
Аннотация
Изучение крестного родительства, т. е. связей духовного родства, стало определенным вызовом для западной социальной антропологии, поскольку его «открытие» не вписывалось в уже существующие теории систем родства. Первые антропологические исследования исходили из необходимости описания наблюдаемых эффектов и функций этого института, заключающихся в социальной интеграции местных сообществ, выстраивании отношений обмена между домашними хозяйствами, а также замещении функций биологического родства, по аналогии с авункулатом или случаями фиктивного родства. Такой «утилитарный взгляд» не позволял объяснить специфическое христианское значение этого сложного комплекса отношений в сравнении с другими подобными институтами. Для поиска более адекватных интерпретаций его роли антропологи обратились к изучению источников церковного права и начали выявлять значения употребляемых в обыденном языке категорий с обращением к их богословской интерпретации. Крестное родительство определяют как народно-христианский институт, для которого ключевое значение имеет укорененность догматики в местной традиции. Опираясь на выводы из исследований института компадразго, комплекса отношений, связывающих естественное и духовное родство, мы хотим акцентировать внимание на расширение области значений понятия семьи, которое вытекает из данных выводов. Антропологи, опирающиеся на богословские аргументы о «втором рождении» и о родительстве «по благодати», с одной стороны проводят оппозицию между естественным и духовным родством, что объясняет ряд правил института компадразго, возвышающих духовное родство. С другой стороны, они определяют его как механизм расширения естественных границ семьи за счет включения в отношения родства духовных связей и поддержания христианской семейной идеологии внутри отношений естественного родства, а также внутри местных общин. Исследования, сравнивающие католический институт компадразго и православный институт кумовства, также указывают на влияние института крестного родительства на расширение значения семейных связей, выходящего за рамки естественного родства.
Ключевые слова
Об авторе
И. В. ПавлюткинРоссия
Иван В. Павлюткин, кандидат социологических наук
127051, Москва, Лихов пер., д. 6
Список литературы
1. Богатырь 2001 – Богатырь Н.В. Крестильные обычаи и обряды восточнославянского населения Кубани в конце XIX – первой половине XX в. // Восточнославянский этнолингвистический сборник: Исследования и материалы. М.: Индрик, 2001. С. 79–103.
2. Борисова 2022 – Борисова О.Н. Крестные и крестники в современной России: по материалам социологического опроса. М.: Изд-во ПСТГУ, 2022. 124 с.
3. Косвен 1963 – Косвен М.О. Кто такой крестный отец // Советская этнография. 1963. № 3. С. 95–107.
4. Листова 1991 – Листова Т.А. Кумовья и кумовство в русской деревне // Советская этнография. 1991. №. 2. C. 37–52.
5. Павлюткин, Зуева 2024 – Павлюткин И.В., Зуева А.В. Сетевые исследования крестного родительства: возможности и ограничения // Научный результат: Социология и управление. 2024. Т. 10. № 1. С. 121–132.
6. Юрченко 2022 – Юрченко Е.А. Социальные связи: духовное родство и феномен доверия в социологических исследованиях Гвидо Альфани // Научный результат: Социальные и гуманитарные исследования. 2022. Т. 8. № 4. С. 136–145. Юрченко,
7. Юрченко 2024 – Юрченко И.А., Юрченко Е.А. Социальные аспекты поручительства при крещении взрослых людей в позднеантичную эпоху // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии. 2024. Т. 22. № 2. С. 160–173.
8. Alfani, Gourdon 2012а – Alfani G., Gourdon V. Entrepreneurs, formalization of social ties, and trustbuilding in Europe (14th to 20th centuries) // The Economic History Review. 2012. Vol. 65. No. 3. P. 1005–1028.
9. Alfani, Gourdon 2012б – Alfani G., Gourdon V. Spiritual kinship in Europe, 1500– 1900. L.: Palgrave Macmillan, 2012. 324 p.
10. Alfani, Gourdon, Vitali 2012 – Alfani G., Gourdon V., Vitali A. Social customs and demographic change. The case of godparenthood in Catholic Europe // Journal for the Scientific Study of Religion. 2012. Vol. 51. No. 3. P. 482–504.
11. Alfani 2018 – Alfani G. Baptism and godparenthood in Catholic Europe // Yearbook of international religious demography 2018. Leiden: Brill, 2018. P. 132–142.
12. Anderson 1957 – Anderson G. Il comparaggio: the Italian godparenthood complex // Southwestern Journal of Anthropology. 1957. Vol. 13. No. 1. P. 32–53.
13. Eisenstadt 1956 – Eisenstadt S.N. Ritualized personal relations: blood brotherhood, best friends, compadre, etc. Some comparative hypotheses and suggestions // Man. 1956. Vol. 56. P. 90–95.
14. Foster 1953 – Foster G.M. Cofradia and compadrazgo in Spain and Spanish America // Southwestern Journal of Anthropology. 1953. Vol. 9. No. 1. P. 1–28.
15. Foster 1963 – Foster G.M. The dyadic contract in Tzintzuntzan, II: Patron-client relationship // American Anthropologist. 1963. Vol. 65. No. 6. P. 1280–1294.
16. Gudeman 1971 – Gudeman S. The compadrazgo as a reflection of the natural and spiritual person // Proceedings of the Royal Anthropological Institute of Great Britain and Ireland. 1971. No. 1971. P. 45–71.
17. Gudeman 1975 – Gudeman S. Spiritual relationships and selecting a godparent // Man. 1975. Vol. 10. No. 2. P. 221–237.
18. Hammel 1968 – Hammel E.A. Alternative social structures and ritual relations in the Balkans. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1968. 110 p.
19. Lynch 1998 – Lynch J.H. Christianizing kinship. Ritual sponsorship in Anglo-Saxon England. Ithaca: Cornell University Press, 1998. 272 p.
20. Mintz, Wolf 1950 – Mintz S.W., Wolf E.R. An analysis of ritual co-parenthood (compadrazgo) // Southwestern Journal of Anthropology. 1950. Vol. 6. No. 4. P. 341–368.
21. Muravyeva 2012 – Muravyeva M.G. Godparenthood in the Russian Orthodox tradition. Custom versus the law // Spiritual Kinship in Europe, 1500–1900. L.: Palgrave Macmillan, 2012. P. 247–274.
22. Pitt-Rivers 1958 – Pitt‐Rivers J. Ritual kinship in Spain // Transactions of the New York Academy of Sciences. 1958. Vol. 20. No. 5. P. 424–431. (Series 2)
23. Pitt-Rivers 2011 – Pitt-Rivers J. The place of grace in anthropology // HAU: Journal of Ethnographic Theory. 2011. Vol. 1. No. 1. P. 423–450.
24. Pitt-Rivers 2017 – From hospitality to grace. A Julian Pitt-Rivers omnibus / ed. by G. da Col, A. Shryack. Chicago: HAU Books, 2017. 545 p.
25. Vasile, Cash, Heady 2018 – Vasile M., Cash J. R., Heady P. Contemporary godparenthood in central and eastern Europe: Introduction // Journal of Family History. 2018.Vol. 43. No. 1. P. 3–11.
Рецензия
Для цитирования:
Павлюткин И.В. «Фиктивное родство» или «родительство по благодати»? Переосмысление семейных связей через крестное родительство в социальной антропологии. Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2025;(4):137-155. https://doi.org/10.28995/2658-4158-2025-4-137-155
For citation:
Pavlyutkin I.V. “Fictitious kinship” or “parenthood by grace”? Rethinking family ties through godparenthood in social anthropology. Studia Religiosa Rossica: Russian Journal of Religion. 2025;(4):137-155. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-4158-2025-4-137-155


















