Preview

Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии

Расширенный поиск

«Фиктивное родство» или «родительство по благодати»? Переосмысление семейных связей через крестное родительство в социальной антропологии

https://doi.org/10.28995/2658-4158-2025-4-137-155

Аннотация

Изучение крестного родительства, т. е. связей духовного родства, стало определенным вызовом для западной социальной антропологии, поскольку его «открытие» не вписывалось в уже существующие теории систем родства. Первые антропологические исследования исходили из необходимости описания наблюдаемых эффектов и функций этого института, заключающихся в социальной интеграции местных сообществ, выстраивании отношений обмена между домашними хозяйствами, а также замещении функций биологического родства, по аналогии с авункулатом или случаями фиктивного родства. Такой «утилитарный взгляд» не позволял объяснить специфическое христианское значение этого сложного комплекса отношений в сравнении с другими подобными институтами. Для поиска более адекватных интерпретаций его роли антропологи обратились к изучению источников церковного права и начали выявлять значения употребляемых в обыденном языке категорий с обращением к их богословской интерпретации. Крестное родительство определяют как народно-христианский институт, для которого ключевое значение имеет укорененность догматики в местной традиции. Опираясь на выводы из исследований института компадразго, комплекса отношений, связывающих естественное и духовное родство, мы хотим акцентировать внимание на расширение области значений понятия семьи, которое вытекает из данных выводов. Антропологи, опирающиеся на богословские аргументы о «втором рождении» и о родительстве «по благодати», с одной стороны проводят оппозицию между естественным и духовным родством, что объясняет ряд правил института компадразго, возвышающих духовное родство. С другой стороны, они определяют его как механизм расширения естественных границ семьи за счет включения в отношения родства духовных связей и поддержания христианской семейной идеологии внутри отношений естественного родства, а также внутри местных общин. Исследования, сравнивающие католический институт компадразго и православный институт кумовства, также указывают на влияние института крестного родительства на расширение значения семейных связей, выходящего за рамки естественного родства.

Об авторе

И. В. Павлюткин
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Россия

Иван В. Павлюткин, кандидат социологических наук

127051, Москва, Лихов пер., д. 6



Список литературы

1. Богатырь 2001 – Богатырь Н.В. Крестильные обычаи и обряды восточнославянского населения Кубани в конце XIX – первой половине XX в. // Восточнославянский этнолингвистический сборник: Исследования и материалы. М.: Индрик, 2001. С. 79–103.

2. Борисова 2022 – Борисова О.Н. Крестные и крестники в современной России: по материалам социологического опроса. М.: Изд-во ПСТГУ, 2022. 124 с.

3. Косвен 1963 – Косвен М.О. Кто такой крестный отец // Советская этнография. 1963. № 3. С. 95–107.

4. Листова 1991 – Листова Т.А. Кумовья и кумовство в русской деревне // Советская этнография. 1991. №. 2. C. 37–52.

5. Павлюткин, Зуева 2024 – Павлюткин И.В., Зуева А.В. Сетевые исследования крестного родительства: возможности и ограничения // Научный результат: Социология и управление. 2024. Т. 10. № 1. С. 121–132.

6. Юрченко 2022 – Юрченко Е.А. Социальные связи: духовное родство и феномен доверия в социологических исследованиях Гвидо Альфани // Научный результат: Социальные и гуманитарные исследования. 2022. Т. 8. № 4. С. 136–145. Юрченко,

7. Юрченко 2024 – Юрченко И.А., Юрченко Е.А. Социальные аспекты поручительства при крещении взрослых людей в позднеантичную эпоху // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии. 2024. Т. 22. № 2. С. 160–173.

8. Alfani, Gourdon 2012а – Alfani G., Gourdon V. Entrepreneurs, formalization of social ties, and trustbuilding in Europe (14th to 20th centuries) // The Economic History Review. 2012. Vol. 65. No. 3. P. 1005–1028.

9. Alfani, Gourdon 2012б – Alfani G., Gourdon V. Spiritual kinship in Europe, 1500– 1900. L.: Palgrave Macmillan, 2012. 324 p.

10. Alfani, Gourdon, Vitali 2012 – Alfani G., Gourdon V., Vitali A. Social customs and demographic change. The case of godparenthood in Catholic Europe // Journal for the Scientific Study of Religion. 2012. Vol. 51. No. 3. P. 482–504.

11. Alfani 2018 – Alfani G. Baptism and godparenthood in Catholic Europe // Yearbook of international religious demography 2018. Leiden: Brill, 2018. P. 132–142.

12. Anderson 1957 – Anderson G. Il comparaggio: the Italian godparenthood complex // Southwestern Journal of Anthropology. 1957. Vol. 13. No. 1. P. 32–53.

13. Eisenstadt 1956 – Eisenstadt S.N. Ritualized personal relations: blood brotherhood, best friends, compadre, etc. Some comparative hypotheses and suggestions // Man. 1956. Vol. 56. P. 90–95.

14. Foster 1953 – Foster G.M. Cofradia and compadrazgo in Spain and Spanish America // Southwestern Journal of Anthropology. 1953. Vol. 9. No. 1. P. 1–28.

15. Foster 1963 – Foster G.M. The dyadic contract in Tzintzuntzan, II: Patron-client relationship // American Anthropologist. 1963. Vol. 65. No. 6. P. 1280–1294.

16. Gudeman 1971 – Gudeman S. The compadrazgo as a reflection of the natural and spiritual person // Proceedings of the Royal Anthropological Institute of Great Britain and Ireland. 1971. No. 1971. P. 45–71.

17. Gudeman 1975 – Gudeman S. Spiritual relationships and selecting a godparent // Man. 1975. Vol. 10. No. 2. P. 221–237.

18. Hammel 1968 – Hammel E.A. Alternative social structures and ritual relations in the Balkans. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1968. 110 p.

19. Lynch 1998 – Lynch J.H. Christianizing kinship. Ritual sponsorship in Anglo-Saxon England. Ithaca: Cornell University Press, 1998. 272 p.

20. Mintz, Wolf 1950 – Mintz S.W., Wolf E.R. An analysis of ritual co-parenthood (compadrazgo) // Southwestern Journal of Anthropology. 1950. Vol. 6. No. 4. P. 341–368.

21. Muravyeva 2012 – Muravyeva M.G. Godparenthood in the Russian Orthodox tradition. Custom versus the law // Spiritual Kinship in Europe, 1500–1900. L.: Palgrave Macmillan, 2012. P. 247–274.

22. Pitt-Rivers 1958 – Pitt‐Rivers J. Ritual kinship in Spain // Transactions of the New York Academy of Sciences. 1958. Vol. 20. No. 5. P. 424–431. (Series 2)

23. Pitt-Rivers 2011 – Pitt-Rivers J. The place of grace in anthropology // HAU: Journal of Ethnographic Theory. 2011. Vol. 1. No. 1. P. 423–450.

24. Pitt-Rivers 2017 – From hospitality to grace. A Julian Pitt-Rivers omnibus / ed. by G. da Col, A. Shryack. Chicago: HAU Books, 2017. 545 p.

25. Vasile, Cash, Heady 2018 – Vasile M., Cash J. R., Heady P. Contemporary godparenthood in central and eastern Europe: Introduction // Journal of Family History. 2018.Vol. 43. No. 1. P. 3–11.


Рецензия

Для цитирования:


Павлюткин И.В. «Фиктивное родство» или «родительство по благодати»? Переосмысление семейных связей через крестное родительство в социальной антропологии. Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2025;(4):137-155. https://doi.org/10.28995/2658-4158-2025-4-137-155

For citation:


Pavlyutkin I.V. “Fictitious kinship” or “parenthood by grace”? Rethinking family ties through godparenthood in social anthropology. Studia Religiosa Rossica: Russian Journal of Religion. 2025;(4):137-155. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-4158-2025-4-137-155

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-4158 (Print)