Preview

Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии

Расширенный поиск

Онтологическое доказательство бытия Бога в феноменологии священного у Б. Вельте и в философии русского интуитивизма у Н. Лосского

https://doi.org/10.28995/2658-4158-2025-4-102-117

Аннотация

Проблематика статьи заключается в прояснении значения онтологического аргумента в его неклассической форме в мышлении бытия и веры Откровения в немецкоязычной теологии и русской религиозной философии XX в. Решение указанной проблемы предполагает обращение к тематизации онтологического аргумента в контексте его событийной, вербальной и эмоциональной природы.

В статье речь пойдет о феноменологической модели онтологического доказательства бытия Бога у немецкого католического теолога Б. Вельте и метафизической у русского философа Н. Лосского.

Католический теолог полагает, что в онтологическом аргументе мышление не мыслит только само себя. Оно идет путем трансцендирования, превращаясь в экзистенциальный, личностный акт. Дистанцируясь от метафизической презумпции, он отождествляет онтологический аргумент с поиском мышлением изначального смысла. Доказательство у Б. Вельте – это один из путей обоснования и объяснения возможности смысла в бытии. Онтологический аргумент раскрывает смысл бытия в позитивном ничто (священном). Б. Вельте вписывает онтологический аргумент в обновленную феноменологией томистскую метафизику. Откровение для Б. Вельте приобретает черты экзистенциально-вербального события.

Онтологический аргумент у Н. Лосского опирается на идею интуитивного знания, то есть прояснение очевидности в сознании понятия Абсолюта. Бог реально усматривается в идее Бога, как субъект любого общего понятия. Каждый шаг усмотрения нечувственного (умственного) предмета предполагает сосредоточение на нем внимания, а в отношении Абсолюта созерцание его в единстве понятия и бытия. Подлинное онтологическое доказательство не опирается на закон противоречия, но на сознание единства объективного и субъективного, единичного и общего. Суждение «Бог существует», – это в начале аналитическое суждение, потом оно становится синтетическим. Происходит дифференциация понятия Бога для нас. Суждение «Бог существует» Н. Лосский относит к типу экзистенциальных суждений. Их субъектом выступает не вещь, а существование вещи. Н. Лосский и Б. Вельте по-своему выводят онтологический аргумент из-под его критики И. Кантом, продлевая ему жизнь в культуре модерна и постмодерна.

Об авторе

М. А. Пылаев
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Максим А. Пылаев, доктор философских наук, доцент

125047, Москва, Миусская пл., д. 6, стр. 6



Список литературы

1. Гайденко 2016 – Гайденко П.П. Иерархический персонализм Н. Лосского // Лосский Н.О. Философия России первой половины XX века / под ред. В.П. Филатова). М.: РОССПЭН, 2016. С. 12–46. К

2. оначева 2010 – Коначева С.А. Бытие. Священное. Бог. М.: РГГУ, 2010. 352 с.

3. Молчанов 2016 – Молчанов В.И. Позиции и предпосылки: Теория знания Н.О. Лосского и феноменология // Лосский Н.О. Философия России первой половины XX века / под ред. В.П. Филатова). М.: РОССПЭН, 2016. С. 86–112.

4. Филатов 1991 – Филатов В.П. Жизнь и философская система Н.О. Лосского // Лосский Н.О. Избранное. М.: Правда, 1991. С. 3–10. (Из истории отечественной философской мысли)


Рецензия

Для цитирования:


Пылаев М.А. Онтологическое доказательство бытия Бога в феноменологии священного у Б. Вельте и в философии русского интуитивизма у Н. Лосского. Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2025;(4):102-117. https://doi.org/10.28995/2658-4158-2025-4-102-117

For citation:


Pylaev M.A. Ontological proof of the existence of God in the phenomenology of the sacred by B. Welte and in the philosophy of Russian intuitionism by N. Lossky. Studia Religiosa Rossica: Russian Journal of Religion. 2025;(4):102-117. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-4158-2025-4-102-117

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-4158 (Print)