Микроскоп духовидца: энтеогены как «научный» инструмент в теориях и практиках оккультистов конца XIX – начала XX в.
https://doi.org/10.28995/2658-4158-2025-1-78-95
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о причинах широкой популярности энтеогенов среди представителей оккультизма конца XIX – начала ХХ в. и той роли, которую они выполняли в их теориях и практиках. Выдвигается гипотеза, что обращение оккультных авторов к энтеогенам следует рассматривать в свете конфликта науки и религии, который стремились преодолеть представители оккультизма. Энтеогены в их теориях служили средствами получения экспериментально воспроизводимого религиозного опыта, представая, c их точки зрения, инструментами научного подхода к религиозным феноменам. В первой части статьи поднимаются теоретические вопросы исследований места «оккультизма» в истории изучения западного эзотеризма. Во второй части рассматриваются несколько теологических споров, развернувшихся в XVI в. вокруг ведьмовских мазей в Европе и пейота в Новом Свете. По мнению автора, именно в этих спорах сформировался тип риторики, унаследованный оккультистами XIX в. Третья часть статьи посвящена анализу сочинений Л.А. Каанье и А. Кроули, в которых энтеогены рассматриваются как научные средства получения доказательств существования религиозных феноменов. В то время как идея использования энтеогенов как научных инструментов для исследования религии объединяет работы Л.А. Каанье и А. Кроули, между ними существует важное различие, прежде всего, обусловленное развитием академической психологии. Если для Л.А. Каанье видения, пережитые под воздействием энтеогенов, при условии возможности их воспроизведения, подтверждают объективное существование мира духов и нематериальной реальности, то трактовка энтеогенного опыта А. Кроули происходит в психологизированной манере, отсылая в первую очередь к факту религиозного опыта и высших состояний сознания. Такая психологизация свидетельствует о знакомстве оккультных авторов с актуальным научным дискурсом их времени. Обращение к энтеогенам и способ их трактовки как «научных» средств проверки религиозных феноменов переосмысляется оккультными авторами с учетом характерной для их времени научной оптики.
Об авторе
С. С. ПетрухинРоссия
Семен С. Петрухин
191011, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 15
Список литературы
1. Верслуис 2024 – Верслуис А. Магия и мистицизм: введение в изучение западного эзотеризма. СПб.: Академия исследований культуры, 2024. 336 с.
2. Джей 2022 – Джей М. Властители грез. М.: Chaosss/Press, 2022. 320 с.
3. Носачев 2015 – Носачев П.Г. Оккультизм и романтизм как две формы «секуляризованного эзотеризма» XIX – начала XX в. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 4 (33). С. 204–227.
4. Петрухин 2021 – Петрухин С.С. Способы интерпретации и сакрализации энтеогенной практики в западном эзотеризме // Аliter. 2021. No. 15. P. 93–112.
5. Anderson 1996 – Anderson E.F. Peyote. The Divine Cactus. Arizona: University of Arizona Press, 1996. 272 p.
6. Asprem 2008 – Asprem E. Magic naturalized? Negotiating science and occult experience in Aleister Crowley’s scientific illuminism // Aries. Journal for the Study of Western Esotericism. 2008. Vol. 8. No. 2. P. 139–165.
7. Asprem 2016 – Asprem E. Science and the occult // Occult world / ed. by C. Partridge. L.: Routledge, 2016. P. 710–719.
8. Bauduin 2014 – Bauduin T.M. Surrealism and the occult occultism and Western esotericism in the work and movement of André Breton. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2014. 262 p.
9. Bennett 2018 – Bennett C. Liber 420: Cannabis, magickal herbs and the occult. Walterville, OR: Keneh Press, 2018. 777 р.
10. Bogdan 2013 – Occultism in a global perspective / ed. by H. Bogdan, G. Djurdjevic. L.: Routledge, 2013. 272 р.
11. Boon 2002 – Boon M. The road of excess. A history of writers on drugs. Cambridge, MA; L.: Harvard University Press, 2002. 360 p.
12. Bramble 2015 – Bramble G. Modernism and the occult. Basingstoke; N.Y.: Palgrave Macmillan, 2015. 196 р.
13. Faivre, Hanegraaff 1998 – Western esotericism and the science of religion / ed. by Faivre, A. and Hanegraaff, W.J. Louvain: Peeters, 1998. 294 р.
14. Faivre 1994 – Faivre A. Access to Western esotericism. Albany: SUNY Press, 1994. 380 р.
15. Forte 2012 – Forte R. Entheogens and the future of religion. Rochester; Vermont: Park Street Press, 2012. 256 р.
16. Hanegraaff 1998 – Hanegraaff W.J. New age religion and Western culture. Esotericism in the mirror of secular thought. Albany, NY: State University of New York Press, 1998. 594 р.
17. Hanegraaff 2003 – Hanegraaff W.J. How magic survived the disenchantment of the world // Religion. 2003. Vol. 33. P. 357–380.
18. Hanegraaff 2013 – Hanegraaff W.J. Entheogenic esotericism // Contemporary esotericism / ed. by E. Asprem, K. Granholm. L.: Routledge, 2013. P. 392–409.
19. Hanegraaff 2016 – Hanegraaff W.J.The first psychonaut? Louis-Alphonse Cahagnet’s experiments with narcotics // International Journal for the Study of New Religions. 2016. Vol. 7. No. 2. P. 105–123.
20. Harvey 2005 – Harvey A.D. Beyond the enlightenment. Occultism and politics in modern France. Illinois: Northern Illinois University Press, 2005. 275 р.
21. Hatsis 2015 – Hatsis T. The Witches’ ointment. The secret history of psychedelic magic. Rochester; Vermont: Park Street Press, 2015. 304 р.
22. Jay 2019 – Jay M. Mescaline. A global history of the first psychedelic. Connecticut: Yale University Press, 2019. 304 р.
23. Jay 2023 – Jay M. Psychonauts. Drugs and the making of the modern mind. Connecticut: Yale University Press, 2023. 374 р.
24. Mannherz 2012 – Mannherz J. Modern occultism in Late Imperial Russia. DeKalb, Illinois: Northern Illinois University Press, 2012. 316 р.
25. Owen 2004 – Owen A. The place of enchantment. British occultism and the culture of the modern. Chicago, Illinois: University of Chicago Press, 2004. 384 р.
26. Partridge 2016 – Partridge C. Aleister Crowley on drugs // International Journal for the Study of New Religions. Vol. 7. No. 2 (2016). P. 125–151.
27. Partridge 2018 – Partridge С. High culture. Drugs, mysticism, and the pursuit of transcendence in the modern world. Oxford: Oxford University Press, 2018. 472 р.
28. Pasi 2012 – Pasi M. Varieties of magical experience. Aleister Crowley’s views on occult practice // Aleister Crowley and Western esotericism. An anthology of critical studies / ed. by H. Bogdan, M.P. Starr. Oxford: Oxford University Press, 2012. P. 53–87.
29. Strube 2017 – Strube J. Occultist identity formations between theosophy and socialism in fin-de-siècle France // Numen. 2017. Vol. 64. No. 5–6. P. 568–595.
30. Treitel 2004 – Treitel C. A Science for the soul. Occultism and the genesis of the German modern. Baltimore, Maryland: Johns Hopkins University Press, 2004. 288 р.
Рецензия
Для цитирования:
Петрухин С.С. Микроскоп духовидца: энтеогены как «научный» инструмент в теориях и практиках оккультистов конца XIX – начала XX в. Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2025;(1):78-95. https://doi.org/10.28995/2658-4158-2025-1-78-95
For citation:
Petrukhin S.S. The visionary microscope. Entheogens as a “scientific” tool in the thought of occultists of the late 19th – early 20th centuries. Studia Religiosa Rossica: Russian Journal of Religion. 2025;(1):78-95. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-4158-2025-1-78-95