Preview

Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии

Расширенный поиск

Модификация адаптационного арт-альбома для детей мигрантов на материале племени хамар

https://doi.org/10.28995/2658-4158-2024-4-60-75

Аннотация

В статье представлен авторский подход к сбору и анализу материала по культурной специфике этнической группы на примере племени хамар, проживающем в Федеративной Демократической Республике Эфиопия. В качестве базы взята структура арт-альбома, разработанная для облегчения адаптации детей мигрантов в принимающей стране. В основу подхода к сбору и компоновке полученного материала легла идея о том, что методы адаптации с использованием элементов арт-терапии подходят не только для детей мигрантов из стран ближнего зарубежья, но и для детей, чей тип родной культуры значительно отличается от принимающей. В статье речь идет о первом этапе сбора и систематизации полевого материала. Основная цель – выявить кардинальные различия в двух типах культур через рассмотрение материального быта и фольклора. В результате проведенного полевого исследования были выделены некоторые значимые в избранном контексте категории культуры хамаров, что позволило описать и проанализировать ее отличительные типологические черты. Основное внимание уделяется таким особенностям быта хамаров, как пищевое поведение, разделение гендерных и возрастных ролей, тем элементам фольклорных представлений, которые используются в воспитании детей и значимы в повседневной жизни племени. В завершение сделаны выводы о специфике культуры хамаров и ее презентации для целей адаптации на доступном автору материале. Дизайн исследования, структура материала, методы анализа в первую очередь имеют исследовательский характер, направленный на уточнение сведений по культуре хамаров. Также работа вносит вклад в развитие межкультурной компетентности и чувствительности.

Об авторе

Е. А. Александрова
Московский государственный психолого-педагогический университет
Россия

Елена А. Александрова, кандидат культурологии

127051, Москва, ул. Сретенка, д. 29



Список литературы

1. Александрова 2023 - Александрова Е.А. Психологические основы взаимопроникновения и взаимодействия элементов китайской культуры и культуры исламских народов в Китае // Minbar. Islamic Studies. 2023. № 4 (16). С. 959-973.

2. Александровская 1988 - Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе: Школа и психическое здоровье учащихся. М.: Медицина, 1988. 271 с.

3. Гриценко, Шустова 2011 - Гриценко В.В., Шустова Н.А. Социально-психологическая адаптация детей из семей мигрантов. М.: Форум, 2011. 224 с.

4. Соловьёва 2023 -Соловьёва Г.А. Оценка эффективности программы адаптации детей мигрантов «Твоя жизнь на новом месте» И.Я. Лейбман, У.В. Чернышевой, О.М. Фейгельман // Актуальные проблемы исследования массового сознания: Материалы 7-й Международной научно-практической конференции / отв. ред. В.В. Константинов. М.: Перо, 2023. С. 325-331.

5. Ковалёва 2010 - Ковалёва Н.И. Социально-психологическое сопровождение процесса адаптации представителей разных культур в условиях образовательного учреждения // Культурно-историческая психология. 2010. № 1. С. 75-80.

6. Лебедева 2017 - Международные межкультурные отношения на постсоветском пространстве / под ред. Н.М. Лебедевой. М.: Менеджер, 2017. 492 с.

7. Лисина 1982 - Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 1982. № 4. С. 227-259.

8. Нестерова, Суслова, Ефремова 2017 - Нестерова А.А., Суслова Т.Ф., Ефремова Г.И. Психосоциальные основы сопровождения адаптации и обучения мигрантов. М.: Ритм, 2017. 158 с.

9. Столин 1983 - Столин В.В. Самосознание личности: теоретический и экспериментальный анализ строения самосознания. М.: Изд-во МГУ, 1983. 284 с.

10. Хухлаев, Чибисова, Кузнецов 2014 - Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., Кузнецов И.М. Школа как транслятор культуры принимающего общества: интеграция детей мигрантов в образовательной среде // Культурно-историческая психология. 2014. № 1. C. 95-103.

11. Янгибоева 2022 - Янгибоева Д.Р. Психологические особенности процесса аккультурации в современном мире // Молодой ученый. 2022. № 17 (412). С. 339-342.

12. Berry 2002 - Berry J.W. Сross-cultural psychology research and applications. 2002. URL: https://www.researchgate.net/publication/245817518 (дата обращения 5 авг. 2024).

13. Petrollino 2016 - Petrollino S. A grammar of Hamar: A South Omonic language of Ethiopia. URL: http://hdl.handle.net/1887/44090 (дата обращения 5 авг. 2024).


Рецензия

Для цитирования:


Александрова Е.А. Модификация адаптационного арт-альбома для детей мигрантов на материале племени хамар. Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2024;(4):60-75. https://doi.org/10.28995/2658-4158-2024-4-60-75

For citation:


Aleksandrova E.A. Modifying an adaptation art album for migrant children on Hamar tribe material. Studia Religiosa Rossica: Russian Journal of Religion. 2024;(4):60-75. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-4158-2024-4-60-75

Просмотров: 112


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-4158 (Print)