Ушедшие за реку: погребальные традиции и представления о смерти в культуре хамаров южной Эфиопии
https://doi.org/10.28995/2658-4158-2024-4-12-25
Аннотация
Данное исследование рассматривает погребальные традиции и представления о смерти у народа хамар в южной Эфиопии, демонстрируя устойчивость ритуальных практик. Сравнение современных полевых данных с материалами экспедиции Марселло Риччи 1930-х гг. и обширными этнографическими работами Джейн Лидалл и Иво Стрекера 1970-х гг. показывает, что ключевые элементы погребальных обрядов остались практически неизменными, несмотря на значительные социально-экономические трансформации в регионе. Исследование фокусируется на анализе погребальной традиции хамаров, состоящей из двух, разнесенных во времени, этапов: первоначального захоронения и последующего ритуала окончательного прощания (дуки була). Подобная практика отражает сложное понимание смерти как постепенного перехода в мир мертвых, затрагивающего как физическое тело, так и социальную личность умершего. Интервал между двумя церемониями служит периодом адаптации как для души умершего, так и для общины. Концепция загробного мира, расположенного за рекой Омо, демонстрирует горизонтальную модель вселенной, где мир мертвых воспринимается как зеркальное отражение мира живых. Эта концепция упрочивает связь между мирами, выражающуюся в регулярном, но опосредованном взаимодействии живых с духами предков (меши). Особый интерес представляет ритуал похорон вождей (битта), иллюстрирующий влияние социального статуса покойника на погребальные традиции. Случай непогребенного битта Элто показывает, как общество может адаптировать традиционные практики для сохранения социальной стабильности в критические моменты своей истории. Исследование способствует общему пониманию связей между погребальными традициями, космологией, социальной структурой и механизмами адаптации к изменениям в традиционных обществах.
Ключевые слова
Об авторах
Н. М. КирееваИзраиль
Наталья М. Киреева, кандидат исторических наук
P.O. 39077, Иерусалим 9139002
И. А. Хорошенький
Россия
Илья А. Хорошенький, аспирант
125047, Москва, Миусская пл., д. 6
Список литературы
1. Геннеп 2002 - Геннеп A., ван. Обряды перехода: систематическое изучение обрядов. М.: Восточная литература, 2002. 198 с.
2. Chesson 2001- Chesson M.S. Social memory, identity, and death: An introduction// Archeological Papers of the American Anthropological Association. 2001. No. 1 (10). P. 1-10.
3. Lydall, Strecker 1979 - Lydall J., Strecker I.A. The Hamar of Southern Ethiopia. 3 vols. Vol. 2. Renner, 1979. 231 p.
4. Metcalf, Huntington 1991 - Metcalf P., Huntington R. Celebrations of death: the anthropology of mortuary ritual. Cambridge: Cambridge University Press, 1991. 236 p.
5. Ranger 2011 - Ranger T. A decent death: Changes in funerary rites in Bulawayo // Funerals in Africa: Explorations of a social phenomenon / ed. by M. Jindra, J. Noret. N.Y.: Berghahn Books, 2011. P. 41-68.
6. Ricci 1943- Ricci M. Usanze funerarie degli Arbore degli Amar e dei Gheleba nel sud etiopico // Rassegna Di Studi Etiopici. 1943. Vol. 3. No. 2. P. 214-222.
7. Strecker 2000 - Strecker I. The ‘Genius Loci’ of Hamar // Northeast African Studies. 2000. Vol. 7. No. 3. P. 85-118.
Рецензия
Для цитирования:
Киреева Н.М., Хорошенький И.А. Ушедшие за реку: погребальные традиции и представления о смерти в культуре хамаров южной Эфиопии. Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2024;(4):12-25. https://doi.org/10.28995/2658-4158-2024-4-12-25
For citation:
Kireeva N.M., Khoroshenʼkii I.A. Gone beyond the river. Funeral traditions and concepts of death in the culture of the Hamar of Southern Ethiopia. Studia Religiosa Rossica: Russian Journal of Religion. 2024;(4):12-25. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-4158-2024-4-12-25