Ситуация религиозного обращения и пастырская власть в «Пути ко спасению» святителя Феофана Затворника
https://doi.org/10.28995/2658-4158-2024-2-96-120
Аннотация
В истории русского православия второй половины XIX в. наблюдается существенная трансформация, позволяющая говорить о возникновении принципиально новой ситуации, которую можно определить как «современную», т. е. характерную и для современной ситуации в религиозной сфере. Речь идет о ситуации «свободного религиозного выбора». Понятая не в качестве возможности публично высказывать несогласие с официальным церковным учением, но в качестве субъективной возможности «быть несогласным», эта ситуация тем не менее становится вызовом для церковного богословия и привлекает внимание основных авторов эпохи и, в частности, святителя Феофана Затворника. Анализ ключевых его произведений позволяет утверждать, что отправной точкой его нравственно-богословских рассуждений, которые еще при жизни автора удостоились как высокой оценки в среде церковных интеллектуалов, так и популярности в среде читающей публики, являлась ситуация изначальной неопределенности субъекта в отношении господствующего в Российской империи вероисповедания. Субъект его построений стоит перед необходимостью не просто следовать церковному учению, но сознательно и свободно признать себя христианином либо в результате соответствующего воспитания, либо в момент «благодатного возбуждения» – религиозного обращения. В результате этого признания начинается «духовная жизнь», которая заключается не только в следовании за церковным институтом, но, прежде всего, в индивидуальном опыте отторжения обыденного и восприятия «духовного». В этой ситуации представления о нормативных отношениях между христианином и религиозным наставником переживают существенную трансформацию: возможность свободного религиозного выбора предполагает паритетные отношения в этом взаимодействии. Это обстоятельство, в свою очередь, трансформирует нормативное представления о самом наставнике (в рамках контекста Российской империи – о священнике), выдвигая на первый план не его способности руководить и наставлять, но способность выстраивать доверительные отношения и личным примером подводить человека к свободному самоопределению в качестве христианина.
Ключевые слова
Об авторах
Е. И. ЛютькоРоссия
Евгений И. Лютько, PhD in Theological Studies (Universität Wien)
127051; Лихов пер., д. 6, стр. 1; Москва
В. А. Ячменик
Россия
Вячеслав А. Ячменик, кандидат теологии
127051; Лихов пер., д. 6, стр. 1; Москва
Список литературы
1. Антонов 2009 – Антонов К.М. Феномен религиозного обращения и становление рефлексивных структур религиозных традиций // Религиоведение. 2009. № 4. С. 90–102.
2. Беглов 2021 – Беглов А.Л. Православный приход на закате Российской империи: состояние, дискуссии, реформы. М., 2021. 1048 с.
3. Воронцов 2017 – Воронцов С.А. (Анти)клерикальный дискурс и алетургия: к постановке проблемы // Вопросы философии. 2017. Вып. 4. С. 37–49.
4. Георгий 1999 – Георгий (Тертышников), архим. Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении. М.: Правило веры, 1999. 570 с.
5. Горюнов 2021 – Горюнов С. Между полемикой и толерантностью: конструирование «религиозного другого» через призму николаевской цензуры // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021. Т. 39. № 2. С. 247–276.
6. Дружинин 2020 – Дружинин А.В. Формирование пастырского богословия как академической дисциплины на примере Московской духовной академии (1814–1869) // Богословский вестник. 2020. № 1. С. 179–201.
7. Ершов 1997 – Ершов Н., свящ. Краткая история, перспективы развития и значение курса нравственного богословия // Христианское чтение. 1997. № 14. С. 74–76.
8. Каледа 2019 – Каледа П., диак. Свт. Феофан Затворник и антропология Киевской духовной школы // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. № 4. С. 110–123.
9. Кобак 2012 – Кобак И.В. Письма как исторический источник: задачи и приемы изучения // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2012. № 2. С. 142–148.
10. Кучина 1984 – Кучина Т.Г. К вопросу об изучении эволюции эпистолярных источников второй половины XIX – начала XX в. // Проблемы источниковедения истории СССР и специальных исторических дисциплин : Статьи и материалы. М.: Наука, 1984. С. 40–48.
11. Лукьянова 2018 – Лукьянова А.Е. Екатерина Александровна Арнольди – духовная дочь святителя Феофана // Феофановские чтения. 2018. № 11. С. 119–124.
12. Лютько 2021 – Лютько Е. «Духовное»: к вопросу об истории понятия в XVII–XIX вв. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021. № 4 (39). С. 200–221.
13. Никулина 2016 – Никулина Е.Н. Идеи Г. Гегеля в педагогическом наследии святителя Феофана Затворника // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2016. № 4 (43). С. 81–87.
14. Ореханов 2011 – Ореханов Г., прот. Духовный кризис русского общества: некоторые методологические аспекты проблемы // Вестник Вятского государственного университета. 2011. № 3–1. С. 47–53.
15. Салищев 2022 – Салищев Д., иер. Конспекты уроков святителя Феофана Затворника по нравственному богословию: (вступительная статья) // Труды по русской патрологии. 2022. № 1. С. 78–83.
16. Сухова 2010 – Сухова Н.Ю. Александровская эпоха и духовная школа: реформа 1808–1814 гг. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2010. № 2. С. 55–60.
17. Сухова 2009 – Сухова Н.Ю. Пастырское богословие в российской духовной школе (XVIII – начало XX в.) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2009. № 25. С. 25–43.
18. Фриз 2022 – Фриз Г.Л. «Исследование Апокалипсиса» архимандрита Феодора (Бухарева): библейская герменевтика и церковная политика в России середины XIX в. // Филаретовский альманах. 2022. № 18. С. 24–57.
19. Хондзинский 2015 – Хондзинский П., прот. Приходское духовенство конца XIX – начала XX вв. в русской духовной традиции // Материалы ежегодной научно-богословской конференции Cанкт-петербургской духовной академии. Материалы Международной конференции «Приходское служение и общинная жизнь». СПб.: Изд-во СПбДА, 2015. С. 165–172.
20. Хондзинский 2016 – Хондзинский П., прот. «Церковь не есть Академия»: русское внеакадемическое богословие XIX в. М., 2016. 478 с.
21. Хондзинский 2017 – Хондзинский П., прот. Антропология святителя Феофана Затворника и зарождение первых персоналистических концепций в русском богословии // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. № 70. С. 11–27.
22. Щербакова 2022 – Щербакова М.И. К творческой истории книги святителя Феофана «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Письма» // Вестник Костромского государственного университета. 2022. Т. 28. № 2. С. 111–116.
23. Ячменик 2022 – Ячменик В. Концепция харизмы в исследованиях С.И. Смирнова: немецкие истоки и их развитие // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2022. № 2 (40). С. 259–276.
24. Фуко 2006 – Фуко М. Полемика, политика и проблематизация // Интеллектуалы и власть : Избранные политические статьи, выступления и интервью / Пер. с фр. Б.М. Скуратова под общ. ред. В.П. Большакова. М.: Праксис, 2006. Ч. 3. С. 55–65.
25. Černyi 2022 – Černyi A. Sündenvergebung oder spirituelle Führung? Transformation der Bedeutung von „duhovnik“ in der russischen Sprache des 19. Jahrhunderts // Slověne. 2022. Vol. 11. No 2. P. 149–167.
26. Černyi 2023 – Černyi A. Priesterbild(er) im Wandel. Eine Pastoralgeschichte Russlands in der Synodalperiode. Baden-Baden: Tectum, 2023. 370 S.
27. Hedda 2008 – Hedda J. His kingdom come: Orthodox pastorship and social activism in revolutionary Russia. De-Kalb: Northern Illinois University Press, 2008. 297 p.
28. Jaeschke 2009 – Jaeschke W. Zeugnis des Geistes’ oder: Vom Bedeutungswandel traditioneller Formeln // Internationales Jahrbuch des deutschen Idealismus. 2009. Bd. 7. S. 198–216.
29. Kulakov 2000 – Kulakov M. The infinite diversity of persons: individual personality in the ascetical theology of St. Feofan the Recluse (1815–1894). D. Phil. thesis. Oxford: University of Oxford, 2000. 299 p.
30. Lyutko 2017 – Lyutko E. I. Church history and the predicament of the Orthodox hierarchy in the Russian empire of the early 1800<sup>s</sup> // Slověne=Словѣне. International Journal of Slavic Studies. 2017. Vol. 6. No. 2. С. 385–399.
31. Medzhibovskaya 2008 – Medzhibovskaya I. Tolstoy and the religious culture of his time: A biography of a long conversion, 1845–1885. Lanham: Lexington Books, 2008. 450 p.
32. Olszewski 1984 – Olszewski M. Pastoraltheologische Konzeptionen in der orthodoxen Kirche Russlands des 19. Jahrhunderts und ihre Zuordnung zur Asketik: eine pastoralgeschichtliche Untersuchung. Diss. Uni. Münster, 1984. 304 S.
33. Roslof 2002 – Roslof E. Red priests: Renovationism, Russian Orthodoxy, and revolution, 1905–1946. Bloomington: Indiana University Press, 2002. 288 p.
34. Scarborough 2022 – Scarborough D. Russia’s social Gospel: The Orthodox pastoral movement in famine, war, and revolution. Madison: University of Wisconsin Press, 2022. 320 p.
Рецензия
Для цитирования:
Лютько Е.И., Ячменик В.А. Ситуация религиозного обращения и пастырская власть в «Пути ко спасению» святителя Феофана Затворника. Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2024;(2):96-120. https://doi.org/10.28995/2658-4158-2024-2-96-120
For citation:
Lyutko E.I., Yachmenik V.A. The situation of religious conversion and pastoral power in The Path to Salvation by Theophan the Recluse. Studia Religiosa Rossica: Russian Journal of Religion. 2024;(2):96-120. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-4158-2024-2-96-120