«Сильные апологии»: мученичество и иудео-христианская полемика в поздней античности
https://doi.org/10.28995/2658-4158-2024-2-42-56
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о том, существовала ли в поздней античности иудео-христианская полемика по поводу мученичества. Автор предполагает, что историю рабби Акивы и Папоса бен Йехуды в Вавилонском Талмуде можно рассматривать как часть спора между евреями и христианами о том, чье мученичество было значительнее и могло выступать доказательством истинности учения. В этом свете диалог рабби Акивы и Папоса в тюрьме о причине, по которой каждого из них арестовали римские власти, можно рассматривать как свидетельство соперничества между евреями и христианами. Согласно тексту, рабби Акива, убежденный в том, что евреи должны оставаться стойкими в Торе и Тора принесет им жизнь, примет мученическую смерть за Тору; тогда как Папос, которого в поздневавилонской традиции будут связывать с христианством, как он сам признает это в повествовании, умрет только из-за суеверия. По мнению автора, в этом сюжете можно увидеть отражение спора о мученичестве между евреями и христианами еще в III, а может быть, даже в IV веке.
Ключевые слова
Об авторе
Д. БояринСоединённые Штаты Америки
Даниэль Боярин, Emeritus Professor
94720; Университет-авеню и Оксфорд-стрит; Беркли
Список литературы
1. Bauer 1971 – Bauer W. Orthodoxy and heresy in earliest Christianity / ed. by R.A. Kraft, G. Krodel. Philadelphia (PA): Fortress Press, 1971. 326 p.
2. Bowersock 1995 – Bowersock G.W. Martyrdom and Rome: The Wiles lectures given at the Queen’s University of Belfast. Cambridge: Cambridge University Press, 1995. 106 p.
3. Castelli 1995 – Castelli E.A. Visions and voyeurism: Holy women and the politics of sight in early Christianity. Vol. 2: Protocol of the colloquy of the Center for Hermeneutical Studies / ed. by C. Ocker. Berkeley (CA): Center for Hermeneutical Studies, 1995. 69 p.
4. Chitty 1995 – Chitty D.J. The desert a city: An introduction to the study of Egyptian and Palestinian monasticism under the Christian Empire. Crestwood (NY): St. Validimir’s Seminary Press, 1995. 222 p.
5. Frend 1967 – Frend W.H.S. Martyrdom and persecution in the early Church: A study of a conflict from the Maccabees to Donatus. Garden City, N.Y.: Doubleday, 1967. 626 p.
6. Goldberg 1984 – Goldberg A.X. Das Martyrium des Rabbi Aqiva. Zur Komposition einer Märtyrerzählung (bBer 61b) // Frankfurter Judaistische Beiträge. 1984. Bd. 12. S. 1–82.
7. Janssen 1979 – Janssen L.F. “Superstitio” and the зersecution of the Christians // Vigiliae Christianae. 1979. Vol. 33. P. 131–159.
8. Lieberman 1939–1944 – Lieberman S. The martyrs of Caesarea // Annuaire de l’institut de philologie et d’histoire orientales et slaves. 1939–1944. Vol. 7. P. 395–446.
9. Lieberman 1974 – Lieberman S. On persecution of the Jewish Religion // Salo Wittmayer baron jubilee volume on the occasion of his 80<sup>th</sup> birthday. Vol. 3. Jerusalem; N.Y.: Columbia University Press, 1974. P. 213–245.
10. Rokeah 1969 – Rokeah D. Ben Stara is Ben Pantera // Tarbiz. 1969. Vol. 39. P. 9–18.
11. Scott 1990 – Scott J.C. Domination and the arts of resistance: Hidden transcripts. New Haven (CT): Yale University Press, 1990. 251 p.
Рецензия
Для цитирования:
Боярин Д. «Сильные апологии»: мученичество и иудео-христианская полемика в поздней античности. Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2024;(2):42-56. https://doi.org/10.28995/2658-4158-2024-2-42-56
For citation:
Boyarin D. “Strong apologies”: Martyrdom and the Jewish-Christian polemic in Late Antiquity. Studia Religiosa Rossica: Russian Journal of Religion. 2024;(2):42-56. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-4158-2024-2-42-56