Preview

Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии

Расширенный поиск

К вопросу о жанре Passio Perpetuae et Felicitatis

https://doi.org/10.28995/2658-4158-2024-1-33-66

Аннотация

Раннехристианские жанры, которые в древности именовали «страстями» и «мартириями», иногда «актами», не имели четких жанровых границ. Литературные рамки и верность жанровым дефинициям не были важны христианам, писавшим о мученичестве. Они часто писали Послания, потому что хотели рассказать собратьям по вере о подвигах мучеников, часто опирались на подлинные протоколы судов и рассказы очевидцев, нередко восхваляли страстотерпцев, использовали мартирии как богослужебные тексты. Мартирология постепенно перетекала в агиографию с ее поджанрами. Но и на этом фоне «Страсти Свв. Перпетуи, Фелицитаты и с ними пострадавших» имеют особенно ускользающую жанровую природу. Традиционное название “Passio” подходит к его основной теме, однако произведение состоит из множества частей, написанных разными авторами. В подготовке этого свода документов принимали участие по меньшей мере пять лиц (общее мнение, что три). Причем не одновременно. Эти пятеро имели разный статус и разные задачи. Богослов и автор Пролога и Эпилога говорил проповедь и прославлял мучеников, Перпетуя создавала для своей общины внежанровые записки о событиях в тюрьме, главным образом о своих посылаемых ей Святым Духом сновидениях: небесное путешествие, два путешествия в загробный мир, символическое сновидение о грядущем мученичестве как победе над дьяволом. Сновидение о собственном и Перпетуи посмертии, несколько напоминающем апокалиптику, но как события уже за гранью земной жизни, записал Сатур; анонимный Очевидец создал рассказ о том, что происходило в тюрьме и на арене, очень яркий, но не выполняющий минимальных условий актов и мартириев: допрос, приговор, казнь, погребение, культ. Пятый автор свел все тексты воедино и снабдил поясняющими вставками, превращая тем самым целое функционально в Послание, которое может быть отправлено из Карфагена в большой мир и читаться в церкви.

В результате возникла такая книга, для которой нет никаких аналогий в античной литературе, и попытки определить ее через жанры античной литературы как в целом, так и по частям оказываются безуспешны. Однако жанр документальной книги, написанной разными авторами не одновременно, в разных жанрах, включающих апокалиптику, деяния и страсти, проповеди, послания, видения, сложился ко времени написания нашего Пассио как целое Нового Завета, причем все разнородные тексты, хотя и самостоятельны, посвящены одному большому событию: жизни, смерти, воскресению Христа и созданию его Церкви. Новый Завет как целое и послужил жанровой моделью для «Страстей свв. Перпетуи, Фелицитаты и с ними пострадавших».

Об авторах

Нина В. Брагинская
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Нина В. Брагинская, доктор исторических наук, профессор,

105066, Москва, Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 1



Сергей Н. Давидоглу
Российский государственный гуманитарный университет; Институт перевода Библии
Россия

Сергей Н. Давидоглу,

125047, Москва, Миусская пл., д. 6;

101000, Москва, Андреевская наб., д. 2.



Список литературы

1. Аверинцев 1997 – Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Coda, 1997. 343 с.

2. Брагинская 2007 – Брагинская Н.В. Эзоп – служитель муз, или Ошибка бога // Восток и Запад в балканской картине мира: памяти В.Н. Топорова. М.: Индрик, 2007. С. 98–152.

3. Брагинская 2010 – Брагинская Н.В. Мировая безвестность // Национальная гуманитарная наука в мировом контексте: опыт России и Польши / отв. ред. Е. Аксер, И.М. Савельева. М.: ГУ ВШЭ, 2010. С. 34–62.

4. Брагинская 2022 – Брагинская Н.В. Сколько сомучеников было у Перпетуи и Фелицитаты? // Acta Linguistica Petropolitana. Труды Института лингвистических исследований. 2022. Т. 18. № 1. С. 48–77.

5. Брагинская 2023 – Брагинская Н.В. Как звали Рассказчика-Очевидца в “Passio Perpetuae et Felicitatis?” // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2023. Т. 27. № 1. С. 123–148.

6. Виноградов, Дунаев 2008 – Виноградов А.Ю., Дунаев А.Г. Ерма // Православная энциклопедия. Т. 18. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. С. 612–618.

7. Книги Маккавеев 2014 – Книги Маккавеев (Четыре Книги Маккавеев) / пер. с древнегр., введ. и коммент. Н.В. Брагинской, А.Н. Коваля, А.И. Шмаиной-Великановой; под общ. ред. Н.В. Брагинской; науч. ред. М. Туваль. М.: Мосты культуры/Гешарим, 2014. 630 с.

8. Крюкова 2013 – Крюкова А.Н. Поэтика сновидений в раннехристианской литературе: на материале «Мученичества Перпетуи и Фелицитаты», «Мученичества Мариана и Иакова» и «Мученичества Монтана, Луция, Флавиана и других мучеников»: Дис. ... канд. филол. наук. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2013. 181 с.

9. Онианс 1999 – Онианс Р. На коленях богов: истоки европейской мысли о душе, разуме, теле, времени, мире и судьбе. М.: Прогресс-Традиция, 1999. 615 с.

10. Орлов 2018 – Орлов А.А. Зеркала Всевышнего: небесный двойник человека в иудейской апокалиптике / пер. с англ. И.В. Колбутовой. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2018. 384 с.

11. Орлов 2021 – Орлов А.А. Слава Бога Невидимого: предания о двух владычествах на небесах и ранняя христология. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2021. 432 с.

12. Пантелеев 2017 – Ранние мученичества: Переводы, комментарии, исследования / пер., коммент., вступ. ст., прил. и общ. ред. А.Д. Пантелеева. СПб.: ИЦ «Гуманитарная академия», 2017. 384 с.

13. Разумова 2001 – Разумова И.А. Потаенное знание современной русской семьи: Быт. Фольклор. История. М.: Индрик, 2001. 374 с.

14. Сафронов 2016 – Сафронов Е.В. Сновидения в традиционной культуре: Исследование и тексты. М.: Лабиринт, 2016. 544 с.

15. Фрейденберг 1930 – Фрейденберг О.М. Евангелие – один из видов греческого романа // Атеист. 1930. № 59, декабрь. С. 129–147 // Электронный архив Ольги Михайловны Фрейденберг. URL: http://freidenberg.ru/Docs/Nauchnyetrudy/Stati/Evangelie (дата обращения 22.03.2023).

16. Фрейденберг 1995 – Фрейденберг О.М. Вступление к греческому роману / публ. И.А. Протопоповой // Диалог. Карнавал. Хронотоп: журнал научных разысканий о биографии, теоретическом наследии и эпохе М.М. Бахтина. 1995. № 4. С. 78–85.

17. Amat 1996 – Amat J. Passion de Perpétue et de Félicité suivi des Actes. P.: Les éditions du Cerf, 1996. 318 p.

18. Ancient Fiction 1998 – Ancient fiction and Early Christian narrative / ed. by R.F. Hock, J.B. Chance, J. Perkins. Atlanta, GA: Scholars Press, 1998. 328 p.

19. Ancient Fiction 2005 – Ancient fiction. The matrix of Early Christian and Jewish narrative? / ed. by J.-A. Brant, Ch.W. Hedrick, Ch. Shea. Atlanta, GA: Society of Biblical Literature, 2005. 372 p.

20. Andersen, Freedman 1983 – Andersen F.I., Freedman D.N. Hosea: a new translation with introduction and commentary. Garden City; N.Y.: Doubleday, 1983. 699 p.

21. Avemarie, van Henten 2002 – Avemarie F., van Henten J.W. Martyrdom and noble death: selected texts from Graeco-Roman, Jewish, and Christian Antiquity. L.; N.Y.: Routledge, 2002. 200 p.

22. Barton 1994 – Barton C. Savage miracles. The redemption of lost honor in Roman society and the sacrament of the gladiator and the martyr // Representations. 1994. Vol. 45. P. 41–71.

23. Baslez, Hoffmann, Pernot 1993 – L’invention de l’autobiographie d’Hésiode à Saint Augustine: Actes du deuxième colloque de l’Equipe de recherche sur l’hellénisme post-classique / ed. by M.-F. Baslez, P. Hoffmann, L. Pernot. P.: Presses de l’Ecole normale supérieure, 1993. 390 p.

24. Bowersock 1995 – Bowersock G. Martyrdom and Rome. Cambridge: Cambridge University Press, 1995. 106 p.

25. Boyarin 1999 – Boyarin D. Dying for God. Martyrdom and the making of Christianity and Judaism. Stanford: Stanford University Press, 1999. 247 p.

26. Braginskaya 2002 – Braginskaya N.V. From the marginals to the center: Olga Freidenberg’s works on the Greek novel // Ancient Narrative. 2002. Vol. 2. P. 64–86.

27. Braginskaya, Lebedev 2023 – Braginskaya N.V., Lebedev P.N. How many co-authors had Perpetua and Saturus? // Scrinium: Journal of Patrology and Critical Hagiography. 2023. Vol. 19. P. 237–255.

28. Bremmer 2017 – Bremmer J.N. Maidens, magic and martyrs in early Christianity. Tübingen: Mohr Siebeck, 2017. 501 p.

29. Bremmer, Formisano 2012 – Bremmer J.N., Formisano M. Perpetua’s passions. A brief introduction // Perpetua’s passions. Multidisciplinary approaches to the Passio Perpetuae et Felicitatis / ed. by J.N. Bremmer, M. Formisano. N.Y.: Oxford University Press, 2012. P. 1–13.

30. Bremmer 2002 – Bremmer J.N. Perpetua and her diary. Authenticity, family and visions // Märtyrer und Märtyrerakten / Hrsg. von W. Ameling. Stuttgart: Steiner, 2002. P. 77–120.

31. Brown 2000 – Brown P. Augustine of Hippo: a biography. 2nd ed. Berkeley: University of California Press, 2000. 548 p.

32. Burrus 2008 – Burrus V. Saving shame: martyrs, Saints, and other abject subjects. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2008. 193 p.

33. Castelli 2004 – Castelli E. Martyrdom and memory: Early Christian culture making. N.Y.: Columbia University Press, 2004. 335 p.

34. Cobb 2008 – Cobb L.S. Dying to be men: gender and language in Early Christian martyr texts. N.Y.: Columbia University Press, 2008. 208 p.

35. Cobb 2021 – The Passion of Perpetua and Felicitas in Late Antiquity / ed. by L.S. Cobb; with transl. by A.S. Jacobs and L.S. Cobb. Oakland, CA: University of California Press, 2021. 362 p.

36. Coleman 1990 – Coleman K. Fatal charades: Roman executions staged as mythological enactments // The Journal of Roman Studies. 1990. Vol. 80. P. 44–73.

37. Edwards 2007 – Edwards C. Death in Ancient Rome. New Haven: Yale University Press, 2007. 304 p.

38. Ekroth, Nilsson 2018– Round trip to Hades in the Eastern Mediterranean tradition. Visits to the underworld from Antiquity to Byzantium / ed. by G. Ekroth, I. Nilsson. Leiden; Boston: Brill, 2018. 420 p.

39. Elm 2015 – Elm S. Apology as autobiography – an episcopal genre? Emperor Julian, Gregory of Nazianzus, Augustine of Hippo // Spätantiken Konzeptionen von Literatur / Hrsg. von J.R. Stenger. Heidelberg: Universitätsverlag Winter, 2015. S. 33–48.

40. Goodspeed 1966 – Goodspeed E.J. A history of Early Christian literature. Chicago: University of Chicago Press, 1966. 214 p.

41. Formisano 2008 – Formisano M. La Passione di Perpetua e Felicita. Milano: RCS Libri S.p.A., 2008. 131 p.

42. Franchi de’ Cavalieri 1900 – Franchi de’ Cavalieri P. La Passio SS. Mariani et Iacobi. Roma: Tipografia Vaticana, 1900. 71 p.

43. Fredriksen 2012 – Fredriksen P. The confessions as autobiography // A companion to Augustine / ed. by M. Vessey. Chichester; Malden, MA: WileyBlackwell, 2012. P. 87–98.

44. Frend 1967 –Frend W.H.S. Martyrdom and persecution in the Early Church: a study of a conflict from the Maccabees to Donatus. Garden City, N.Y.: Doubleday, 1967. 626 p.

45. Frilingos 2004 – Frilingos Ch.A. Spectacles of empire: monsters, martyrs, and the book of revelation. Philadelphia, PA: University of Pennsylvania Press, 2004. 184 p.

46. Futre Pinheiro, Perkins, Pervo 2012 – Futre Pinheiro M.P., Perkins J., Pervo R. The Ancient novel and Early Christian and Jewish narrative: fictional intersections. Groningen: Barkhuis Publishing; Groningen University Library, 2012. 230 p.

47. Hägg 2012 – Hägg T. The art of biography in Antiquity. Cambridge: Cambridge University Press, 2012. 496 p.

48. Harker 2009 – Harker A. Loyalty and dissidence in Roman Egypt. The case of the Acta Alexandrinorum. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. 256 p.

49. Heffernan 2012 – Heffernan T.J. The Passion of Perpetua and Felicity. N.Y.: Oxford University Press, 2012. 592 p.

50. Himmelfarb 1993 – Himmelfarb M. Ascent to Heaven in Jewish and Christian Apocalypses. Oxford: Oxford University Press, 1993. 171 p.

51. Hopkins 1999 – Hopkins K. A World full of Gods: Pagans, Jews and Christians in the Roman Empire. L.: Weidenfeld & Nicolson, 1999. 402 p.

52. Huebner 2019 – Huebner S. Soter, Sotas, and Dioscorus before the governor. The first authentic court record of a Roman trial of Christians? // Journal of Late Antiquity. 2019. Vol. 12. No. 1. P. 2–24.

53. Insley, Saint-Laurent 2018 – Insley S., Saint-Laurent J.-N.M. Biography, autobiography, and hagiography // A companion to Late Antique literature / ed. by S. McGill, E.J. Watts. Hoboken, NJ: Wiley-Blackwell, 2018. P. 373–387.

54. Kelley 2006 – Kelley N. Philosophy as training for death: reading the Ancient martyr acts as spiritual exercises // Church History. 2006. Vol. 75. P. 723–747.

55. Kitzler 2015– Kitzler P. From Passio Perpetuae to Acta Perpetuae. Recontextualizing a martyr story in the literature of the Early Church. Berlin; Boston: W. de Gruyter, 2015. 159 p.

56. Kyle 1998 – Kyle D.G. Spectacles of death in Ancient Rome. N.Y.: Routledge, 1998. 195 p.

57. Lazzati 1956 – Lazzati G. Gli sviluppi della letteratura sui martiri nel primi quattro secoli. Torino: Societa Editrice Internazionale, 1956. 213 p.

58. Marasco 2011 – Marasco G. Political autobiographies and memoirs in Antiquity: A Brill Companion. Leiden: Brill, 2011. 461 p.

59. McGuckin 2001 – McGuckin J.A. Autobiography as apologia in St. Gregory Nazianzen // Studia patristica. 2001. Vol. 37. P. 160–177.

60. Middleton 2006 – Middleton P. Radical martyrdom and cosmic conflict in Early Christianity. L.: T&T Clark, 2006. 224 p.

61. Misch 1951 – Misch G. A history of autobiography in Antiquity. 2 vols. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1951. 706 p.

62. Momigliano 1993 – Momigliano A. The development of Greek biography. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1993. 143 p.

63. Moss 2010 – Moss C. The other Christs: imitating Jesus in Ancient Christian ideologies. Oxford: Oxford University Press, 2010. 315 p.

64. Musurillo 1954 –Musurillo H.A. The acts of the Pagan martyrs. Acta Alexandrinorum. Oxford: Oxford University Press, 1954. 299 p.

65. Musurillo 1972 – Musurillo H.A. The acts of the Christian martyrs. Oxford: Clarendon Press, 1972. 379 p.

66. Niggl 2005 – Niggl G. Zur Theorie der Autobiographie // Antike Autobiographien: Werke, Epochen, Gattungen / Hrsg. von M. Reichel. Cologne: Böhlau, 2005. S. 1–13.

67. O’Donnell 1992 – O’Donnell J. Augustine: Confessions. 3 vols. N.Y.: Oxford University Press, 1992. 1170 p.

68. O’Donnell 2005 – O’Donnell J. Augustine: a new biography. N.Y.: Ecco, 2005. 399 p.

69. Perkins 1995 – Perkins J. The suffering Self: pain and narrative representation in the Early Christian era. L.: Routledge, 1995. 254 p.

70. Quinn 2002 – Quinn J.M. A companion to the Confessions of St. Augustine. N.Y.: P. Lang, 2002. 967 p.

71. Recla 2014 – Recla M. Autothanatos: the martyr’s self-formation // Journal of the American Academy of Religion. 2014. Vol. 82. No. 2. P. 472–494.

72. Reichel 2005 – Antike Autobiographien: Werke, Epochen, Gattungen / Hrsg. von M. Reichel. Cologne: Böhlau, 2005. 285 S.

73. Robinson 1891 – Robinson J.A. The Passion of St. Perpetua. Cambridge: Cambridge University Press, 1891. 131 p.

74. Scott 2010 – Scott J.M. Небесное восхождение в иудейской и языческой традициях // Словарь Нового Завета. Т. 2: Мир Нового Завета / под ред. К. Эванса, Р. Мартина, Д. Рейда. М.: ББИ, 2010. С. 487–490.

75. Shaw 2020 – Shaw B.D. Doing it in Greek. Translating Perpetua // Studies in Late Antiquity. Vol. 4. No. 3. P. 309–345.

76. Söder 1932 – Söder R. Die apokryphen Apostelgeschichten und die Romanhafte Literatur der Antike. Stuttgart: W. Kohlhammer, 1932. 216 S.

77. Thompson 2002 – Thompson L.L. The martyrdom of Polycarp: death in the Roman games // The Journal of Religion. 2002. Vol. 82. P. 27–52.

78. Urner 1952 – Urner H. Die außerbiblische Lesung im christlichen Gottesdienst. Ihre Vorgeschichte und Geschichte bis zur Zeit Augustins. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1952. 80 S.

79. van Henten 1986 – Henten J.W., van. Datierung und Herkunft des Vierten Makkabäerbuches // Tradition and Re-interpretation in Jewish and Early Christian Literature: Essays in Honour of Jürgen C.H. Lebram / Hrsg. von J.W. van Henten et al. Leiden: Brill, 1986. P. 136–149.

80. van Henten 1993 – Henten J.W., van. Zum Einfluss jüdischer Martyrien auf die Literatur des frühen Christentums, II. Die Apostolischen Väter // Aufstieg und Niedergang der römischen Welt: Geschichte und Kultur Roms im Spiegel der neueren Forschung. T. 2. Principat. Bd. 27: Religion, Tbd. 1 / Hrsg. von W. Haase. Berlin: W. de Gruyter, 1993. S. 700–723.

81. van Henten 1997 – Henten J.W., van. The Maccabean martyrs as saviours of the Jewish people: a study of 2 and 4 Maccabees. Leiden; N.Y.; Köln: Brill, 1997. 346 p.

82. Vessey 2012 – A companion to Augustine / Ed. by M. Vessey. Chichester; Malden, MA: Wiley-Blackwell, 2012. 595 p.

83. Warwick 2018 – Warwick С. Christian martyr as homeric hero: a literary allusion in Perpetua’s Passio // The Classical Journal. 2018. Vol. 114. No. 1. P. 86–109.

84. Wills 1997 – Wills L.M. The quest of the historical Gospel: Mark, John and the origin of the Gospel genre. L.; N.Y.: Routledge, 1997. 296 p

85. Young 2001 – Young R.D. In procession before the world: martyrdom as public liturgy in Early Christianity. Milwaukee: Marquette University Press, 2001. 70 p.


Рецензия

Для цитирования:


Брагинская Н.В., Давидоглу С.Н. К вопросу о жанре Passio Perpetuae et Felicitatis. Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2024;(1):33-66. https://doi.org/10.28995/2658-4158-2024-1-33-66

For citation:


Braginskaya N.V., Davidoglu S.N. On the genre of Passio Perpetuae et Felicitatis. Studia Religiosa Rossica: Russian Journal of Religion. 2024;(1):33-66. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-4158-2024-1-33-66

Просмотров: 389


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-4158 (Print)