Христианские сюжеты и символические изображения научных открытий в реалистической картине: взаимосвязь науки и искусства
https://doi.org/10.28995/2658-4158-2023-3-149-159
Аннотация
В статье рассматривается влияние научных открытий на художественные практики изобразительного искусства. Мы предлагаем гипотезу о влиянии нового взгляда на реалистическую картину мира обществом и художниками как на визуальную повествовательно-рассказательную практику с системой семиотических знаков и символов новых реалий естественно-научных знаний эпохи конца позднего Средневековья, начала Нового времени в Европе. В такой парадигме научных открытий формировались новые предложения символики традиционных христианских сюжетов в произведениях искусства. Была ли эта новая символическая система в обсуждаемых нами произведениях однозначно читаемой для современников? Вероятно да. Для тех из них, кто являлся заказчиком станковых и монументальных живописных произведений, все знаки и символы, указывающие на научные открытия, были понятны и приемлемы в переложении на язык символов традиционных христианских сюжетов картин. Мы предлагаем краткий обзор области поэтики создания картины с точки зрения реалистического извода и рассмотрение инструментария создания иллюзии оптического обмана в изображении трехмерного пространства на плоском двухмерном изобразительном пространстве. Пунктиром в статье представлен материал об истории перспективных опытов в построении сценографии композиции картины. Весь представленный в исследовательской статье материал представляет взаимосвязь областей науки и искусства.
Ключевые слова
Об авторе
Э. Г. ШвецРоссия
Элина Г. Швец, кандидат педагогических наук, доцент
125047, Москва, Миусская пл., д. 6
Список литературы
1. Арнхейм 2007 – Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М: Архитектура, 2007. 391 с.
2. Гриббин 2002 – Гриббин Дж. М. Ричард Фейнман: жизнь в науке / Пер. с англ. Н.А. Зубченко. Ижевск: Ин-т компьютерных исследований, 2002. 287 с.
3. Леон Баттиста Альберти 2008 – Леон Баттиста Альберти и культура Возрождения / Ред. Л.М. Брагина. М.: Наука, 2008. 340 с.
4. Лиманская 2008 – Лиманская Л.Ю. Оптические миры: эстетика зрения и язык искусства. М.: РГГУ, 2008. 350 с.
5. Панофский 2004 – Панофский Э. Перспектива как «символическая форма». СПб.: Азбука-классика, 2004. 335 с.
6. Раушенбах 2017 – Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. СПб.: Пальмира, 2017. 315 с.
7. Швец 2020 – Швец Э.Г. Влияние изучения линейной перспективы в изобразительном искусстве на научные открытия Г. Галилея // Академическая наука – проблемы и достижения: Материалы XXIII международной научно-практической конференции. Charleston: Carolina State University Press, 2020. С. 14–19.
8. Яковлев 2003 – Яковлев Е.Г. Эстетика. М.: Гардарики, 2003. 464 с.
9. Edgerton 2009 – Edgerton S. The mirror, the window, and the telescope: How Renaissance linear perspective changed our vision of the Universe. Ithaca: Cornell University Press, 2009. 208 p.
Рецензия
Для цитирования:
Швец Э.Г. Христианские сюжеты и символические изображения научных открытий в реалистической картине: взаимосвязь науки и искусства. Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2023;(3):149-159. https://doi.org/10.28995/2658-4158-2023-3-149-159
For citation:
Shvets E.G. Christian subjects and symbolic images of scientific discoveries in a realistic picture: the relationship between science and art. Studia Religiosa Rossica: Russian Journal of Religion. 2023;(3):149-159. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-4158-2023-3-149-159