Мариологический цикл Пьетро Каваллини в Санта-Мария ин Трастевере: к вопросу византийских и западных влияний в римских памятниках конца XIII в.
https://doi.org/10.28995/2658-4158-2023-3-38-49
Аннотация
Формирование художественного облика Рима конца XIII столетия происходило в условиях органического сосуществования и интенсивного взаимопроникновения элементов античного, раннехристианского, романского, готического и византийского искусства. Мощным стимулом для образно-концептуального обновления города стали инициативы выдающихся римских понтификов, а также епископов и кардиналов, пожелавших вписать свое имя в историю. Дискуссия о роли заказчика, начатая еще в кружке Аби Варбурга в начале XX в., спустя полвека привела к появлению одного из самых актуальных подходов к изучению искусства Проторенессанса. Другим важным направлением научных изысканий в отношении памятников этой эпохи стали попытки осмысления более широких процессов в сфере культуры, условно выведенных в оппозицию «Восток – Запад». В рамках этого подхода изучаются элементы иконографии, зародившиеся в «восточной» или «западной» парадигме, а также оцениваются факторы, повлиявшие на творческий выбор мастера при обращении к той или иной художественной традиции. В настоящей статье дается краткая характеристика иконографических особенностей мозаик мариологического цикла Пьетро Каваллини в Санта-Мария ин Трастевере в свете обозначенных аспектов исследования.
Об авторе
И. В. ГолубеваРоссия
Ирина В. Голубева
190000 Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., д. 5
Список литературы
1. Маль 2009 – Маль Э. Религиозное искусство XIII в. во Франции. М: Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2009. 548 с.
2. Aronberg Lavin 2016 – Aronberg Lavin M. “Avant-Garde” in the Late Medieval apse of Santa Maria in Trastevere. // Artibus et Historiae. 2016. No. 73. P. 1–46.
3. Bilotta 2008 – Bilotta M.A. Pontificali duecenteschi secundum consuetudinem et usum romanae curiae. Contributi per la storia della produzione miniata ad uso del papato nel medioevo // Arte Medievale. 2008. No. 1. P. 55–80.
4. Gardner 2013 – Gardner J. The Roman crucible: the artistic patronage of the papacy: 1198–1304. München: Hirmer, 2013. 516 p.
5. Gnudi 1982 – Gnudi C. Il ruolo dell’Italia nell Duecento // Il Medio Oriente el’Occidente nell’arte del XIII secolo / A cura di H. Belting. Bologna, 1982. P. 152–162.
6. Kessler, Zacharias 2000 – Kessler H.L., Zacharias J. Rome 1300: On the path of the pilgrim. L.: Yale University Press, 2000. 288 p.
7. Maddalo 2016 – Maddalo S. I libri dei cardinali // Il libro miniato a Roma nel duecento. Rifflessioni e proposte / A cura di. S. Maddalo. Roma: Istituto storico italiano per Medioevo, 2016. P. 503–520.
8. Margiotta 1980 – Margiotta A. Su alcuni particolari iconografici del ciclo cavalliniano di Santa Maria in Trastevere ed il problema dei rapporti con la cultura figurativa bizantina // Federico II e l’arte del Duecento italiano. Galatina: Congedo Editore, 1980. P. 41–49.
9. Pace 2011 – Pace V. Storia dell’arte e della miniature (Secoli V–XIV) // La Biblioteca Apostolica Vaticana, Studi I testi. 2011. Vol. 468. P. 213–172.
10. Paniccia 2016a – Paniccia C. Dalla pagina alla parete, dalla parete alla pagina: rifflessioni sulle equips romane nel duecento // Il libro miniato a Roma nel duecento. Rifflessioni e proposte / A cura di S. Maddalo. Roma: Istituto storico italiano per Medioevo, 2016. P. 339–335.
11. Paniccia 2016b – Paniccia C. Iacopo Stephaneschi e Pietro Cavallini a Santa Maria in Trastevere: imagini scritte, scritture in imagine nel ciclo musivo con le storie della Vergine // Memoria e materia dell’opera d’arte: Proposte e riflessioni / A cura di E. Anzellotti, C. Rapone, L. Salvatelli. Roma: Gangemi Editore, 2016. P. 45–56.
12. Romanini 1982 – Romanini A.M. “Stil novo” e “maniera greca” nella pittura italiana alla fine del Duecento // Il Medio Oriente el’Occidente nell’arte del XIII secolo / A cura di H. Belting. Bologna, 1982. P. 137–152.
13. Romano, Andaloro 2017 – Romano S., Andaloro M. Pittura medievalе a Roma: 321–1431. Vol. 6. Apogeo e fine del Medioevo: 1288–1431. Milano: Jaca Book, 2017. 495 p.
14. The Use of Models 2000 – The use of models in Medieval book painting / Ed. by M.E. Müller. Newcastle upon Tyne, 2014. 235 p.
15. Tomei 2000 – Tomei A. Pietro Cavallini. Milano: Silvana, 2000. 175 p.
16. Tomei 2017 – Tomei A. La pittura a Roma nel Duecento tra Europa e Bisanzio // Orient et occident méditerranéens au XIIIe siècle. Paris, 2017. P. 197–214.
Рецензия
Для цитирования:
Голубева И.В. Мариологический цикл Пьетро Каваллини в Санта-Мария ин Трастевере: к вопросу византийских и западных влияний в римских памятниках конца XIII в. Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2023;(3):38-49. https://doi.org/10.28995/2658-4158-2023-3-38-49
For citation:
Golubeva I.V. The mariological cycle of Pietro Cavallini in Santa-Maria in Trastevere: Byzantine and Western influences in Roman monuments at the end of the 13th century. Studia Religiosa Rossica: Russian Journal of Religion. 2023;(3):38-49. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-4158-2023-3-38-49