Preview

Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии

Расширенный поиск

Мессианизм в текстах Вальтера Беньямина и Жака Деррида

https://doi.org/10.28995/2658-4158-2022-4-58-73

Аннотация

Секулярный мессианизм, находящийся в центре рассматриваемой в данной статье проблематики, не является консистентной религиозной или философской традицией. Однако, даже не имея последовательной философской генеалогии и порывая с религиозной традицией, «слабый» мессианизм можно считать единым дискурсом, который, сохраняя собственную гетерогенность, объединяет авторов, принадлежащих к гетерогенным философским или религиозным традициям. С помощью концептуального аппарата, разработанного Мишелем Фуко, Джудит Батлер и Джорджо Агамбеном, и элементов АСТ в ее варианте, разрабатываемом Бруно Латуром, в статье рассматриваются «мессианские» тексты Вальтера Беньямина и поздние тексты Жака Деррида, в которых он обращается к «мессианской» проблематике. Ядром мессианского дискурса является критика позитивного эксклюзивистского культа как системы власти и конструирование на основании критического дискурса о культе – негативного инклюзивистского культа. Кроме того, в статье ставится вопрос о роли техники в деконструкции позитивного культа присутствия и конструировании негативного культа. В результате деконструкции субъект-ориентированных метафизик, против которых направлен дискурс «слабого» мессианизма, нововременная линейная темпоральность ассиметричной онтологии сменяется мессианским временем симметричной в онтоэпистемологическом отношении хонтологии (hontologie). В ситуации хонтологии оказывается невозможным существование экономики насилия, основанной на исключении и системном производстве насилия в отношении исключенных.

Об авторе

Р. Г. Статников
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Роман Г. Статников

125047, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Агамбен 2012 – Агамбен Дж. Что такое диспозитив? // Что современно? / Пер. с итал. К.: ДУХ I ЛITEPA, 2012. С. 13–45.

2. Батлер 2002 – Батлер Дж. Психика власти: теории субъекции / Пер. З. Баблояна. Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя. 2002. 168 с.

3. Батлер 2017 – Батлер Дж. Легитимация государственного насилия и вопрос о ненасилии; Вальтер Беньямин и критика насилия / Пер. М. Бикбулатовой // Гендерные исследования. 2017. № 1(22). С. 5–39.

4. Боянич 2018 – Боянич П. ≪Историю пишут побежденные≫: мессианство Вальтера Беньямина / Пер. с англ. П. Хановой // Логос. 2018. № 1(122). С. 201– 216.

5. Боянич 2018 – Боянич П. Насилие и мессианизм / Пер. с фр. О. Волчек. Екатеринбург; Москва: Кабинетный ученый, 2018. 224 с.

6. Жеребкин 2002 – Жеребкин С. Забыть/помнить Фуко: Концепция психики власти Джудит Батлер // Батлер Дж. Психика власти: теории субъекции /Пер. З. Баблояна. Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя. 2002. С. 5–14.

7. Латур 2006 – Латур Б. Нового Времени не былo: Эссе пo симметричной антропологии / Пер. с фр. Д.Я. Калугина; науч. ред. О.В. Хархордин. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2006. 240 с.

8. Мазин 2010 – Мазин В. Субъект Фрейда и Деррида. СПб.: Алетейя, 2010. 256 с.

9. Нанси 2011 – Нанси Ж–Л. Непроизводимое сообщество. Новое изд., пересмотр. и доп. / Пер. с фр. Ж. Горбылевой, Е. Троицкого. М.: Водолей, 2011. 208 с.

10. Павлов 2005 – Павлов Е. Шок памяти: Автобиографическая поэтика Вальтера Беньямина и Осипа Мандельштама / Авторизованный пер. с англ. А. Скидана. М.: Новое литературное обозрение, 2005. 224 с.

11. Тирконнен 2015 – Тирконнен С. Власть, религия и симулякр – Фуко о дионисийском культе / Пер. М. Варламовой // Стасис. 2015. № 2. С. 322–344.

12. Фуко 2011 – Фуко М. Безопасность, территории, население: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1977/78 уч. г. / Пер. с фр. В.Ю. Быстрова, Н.В. Суслова, А.В. Шестакова. СПб.: Наука, 2011. 544 с.

13. Филиппов 2006 – Филиппов А. Триггеры абсолютных событий // Логос. 2006. № 5 (56). С. 201–216.

14. Butler 2004 – Butler J. Precarious life. The powers of mourning and violence. L., N.Y.: Verso, 2004. 188 p.

15. Caputo 1997a – Caputo J. The prayers and tears of Jacques Derrida: religion without religion, Bloomington: Indiana University Press, 1997. 410 p.

16. Caputo 1997b – Caputo J. Deconstruction in a nutshell. A conversation with Jacques Derrida. N.Y.: Fordham University Press, 1997. 220 p.

17. Caputo 2006 – Caputo J. The weakness of God. A theology of the event. Bloomington: Indiana University Press, 2006. 429 p.

18. Chiesa 2016 – Chiesa L. Giorgio Agamben’s Franciscan ontology // The virtual point of freedom: essays on politics, aesthetics, and religion. Evanston: Northwestern University Press, 2016. P. 72–82.

19. Conty 2018 – Conty A. Sovereign power, sovereign justice: Carl Schmitt and Jacques Derrida on the state of exception // Philosophy Today. 2018. Vol. 62. No. 3. P. 939–958.

20. Gangle 2009 – Gangle R. Messianic media: Benjamin’s cinema, Badiou’s matheme, Negri’s multitude // Journal for Cultural and Religious Theory. vol. 10. No. 1. P. 26–41.

21. Hagglund 2008 – Hagglund M. Radical atheism. Derrida and the time of life. Stanford: Stanford University Press, 2008. 272 p.

22. Harman 2009 – Harman G. Prince of Networks. Bruno Latour and metaphysics. Melbourne, 2009. 258 p.

23. Jacobson 2003 – Jacobson E. Metaphysics of the profane. The political theology of Walter Benjamin and Gershom Scholem. N.Y.: Columbia University Press, 2003. 351 p.

24. Khatib 2013 – Khatib S. Derrida & Sons. Marx, Benjamin, and the specter of the messianic // Anthropological Materialism. 02.01.2013. https://anthropologicalmaterialism.hypotheses.org/1810 (дата обращения 16.03.2022).

25. Latour 2017 – Latour B. From realpolitik to dingpolitik – or How to make things public // Pavilion: journal for politics and culture. 23.10.2014. URL: https://www.pavilionmagazine.org/bruno-latour-from-realpolitik-to-dingpolitik-orhow-to-make-things-public (дата обращения 04.09.2022).

26. Morin 2015 – Morin M.-E. The spacing of time and the place of hospitality. Living together according to Bruno Latour and Jacques Derrida // Parallax. 2015. Vol. 21. No. 1. P. 26–41.

27. Malabou 2015 – Malabou C. Will sovereignty ever be deconstructed? // Plastic materialities. Politics, legality, and metamorphosis in the work of Catherine. Malabou / Ed. by B. Bhandar, J. Goldberg-Hiller. Durham: Duke University Press, 2015. P. 35–47.

28. Malabou 2005 – Malabou C. The future of Hegel: plasticity, temporality, and dialectic. Abingdon: Routledge, 2005. 290 p.

29. Newman 2018 – Newman S. Political theology. A critical introduction. Cambridge, UK; Meford, MA: Polity, 2018. 208 p.

30. Sjostrand 2021 – Sjostrand B. Derrida and technology. Life, politics, and religion / Transl. S. Donovan. Люксембург: Springer, 2021. 206 p.

31. Wolfendale 2014 – Wolfendale P. Object-oriented philosophy. The Noumenon’s New Clothes. UK: Urbanomic, 2014. 458 p.


Рецензия

Для цитирования:


Статников Р.Г. Мессианизм в текстах Вальтера Беньямина и Жака Деррида. Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2022;(4):58-73. https://doi.org/10.28995/2658-4158-2022-4-58-73

For citation:


Statnikov R.G. Messianism in the texts of Walter Benjamin and Jacques Derrida. Studia Religiosa Rossica: Russian Journal of Religion. 2022;(4):58-73. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-4158-2022-4-58-73

Просмотров: 422


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-4158 (Print)