Preview

Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии

Расширенный поиск

Праведные анорексички: про-анорексия (про-ана) движение как аудиторный культ

https://doi.org/10.28995/2658-4158-2022-4-20-43

Аннотация

Статья предлагает рассматривать про-анорексия (про-ана) движение как аудиторный культ. Про-ана движение определяется как интернет-движение, участники которого рассматривают нервную анорексию и другие расстройства пищевого поведения не как тяжелые психические заболевания, а как образ жизни. Аудиторный культ – это, согласно Р. Старку и У. Бейнбриджу, сообщество людей, не связанных фиксированным членством, но объединенных набором идей, транслируемых разными медиа. Приверженцы аудиторного культа выступают в качестве ≪потребителей≫ культовых идей, а не членов религиозной организации. Источниками настоящей статьи служат материалы русскоязычных про-ана сообществ, собранные при помощи методов виртуальной этнографии. Привлекаются исследования Оливии Нэптон, Беаты Хоффман, Грейс Овербеке, Мишель Лелвики и ряда других авторов, выполненные на основе материалов англоязычных про-ана сообществ. В статье описываются мифология и практики отечественного про-ана движения. Отдельно, с привлечением исследований Рудольфа Белла и Кэролайн Уокер Байнум, посвященных средневековым женщинам-мистикам, обсуждается вопрос о сходстве практик ограничения питания, свойственных участницам про-ана движения, и аскетических практик Средневековья. В исследовании делается вывод о наличии признаков аудиторного культа у русскоязычного про-ана движения.

Об авторе

Е. П. Ивлиева
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Екатерина П. Ивлиева

125047, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Bader, Demaris 1996 – Bader C., Demaris A. A test of the Stark-Bainbridge theory of affiliation with religious cults and sects // Journal for the Scientific Study of Religion. 1996. Vol. 35. No. 3. P. 285–303.

2. Bell 1985 – Bell R.M. (with epilogue by W.N. Davis). Holy Anorexia. Chicago; London: University of Chicago Press, 1985. 248 p.

3. Bynum 1987 – Bynum C.W. Holy feast and Holy fast. The religious significance of food to Medieval women. Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 1987. 445 p.

4. Carmichael 1989 – Carmichael A.G. Past fasts. Medieval saints with the will to starve Holy Anorexia by Rudolph M. Bell; Holy feast and Holy fast. The religious significance of Food to Medieval Women by Caroline Walker Bynum // The Journal of Interdisciplinary History. 1989. Vol. 19. No. 4. P. 635–644.

5. Casilli, Pailler, Tubaro 2013 – Casilli A.A., Pailler F., Tubaro P. Online networks of eating-disorder websites. Why censoring pro-ana might be a bad idea // Perspectives in Public Health. 2013. Vol. 133. No. 2. P. 94–95.

6. Hoffmann 2018 – Hoffmann B. Pro Ana (1). Eating disorder or a lifestyle? // Trakia Journal of Science. 2018. Vol. 16. No. 2. P. 106–113.

7. Knapton 2013 – Knapton O. Pro-anorexia. Extensions of ingrained concepts // Discourse & Society. 2013. Vol. 24. No. 4. P. 461–477.

8. Lelwica 2011 – Lelwica M. The religion of thinness // Scripta Instituti Donneriani Aboensis. Vol. 23. P. 257–285.

9. Lelwica, Hoglund, McNallie 2009 – Lelwica M., Hoglund E., McNallie J. Spreading the religion of thinness from California to Calcutta. A critical feminist postcolonial analysis // Journal of Feminist Studies in Religion. 2009. Vol. 25. No. 1. P. 19–41.

10. Overbeke 2008 – Overbeke G. Pro-anorexia websites. Content, impact, and explanations of popularity // Mind Matters. The Wesleyan Journal of Psychology. 2008. Vol. 3. P. 49–62.

11. Skageby 2011 – Skageby J. Online ethnographic methods. Towards a qualitative understanding of virtual community practices // Handbook of research on methods and techniques for studying virtual communities. Paradigms and phenomena. 2 vols. / Ed. by B.K. Daniel. Hershey; New York: IGI Global, 2011. P. 410–428.

12. Stark, Bainbridge 1979 – Stark R., Bainbridge W.S. Of churches, sects, and cults. Preliminary concepts for a theory of religious movements // Journal for the Scientific Study of Religion. 1979. Vol. 18. No. 2. P. 117–131.

13. Stark, Bainbridge 1985 – Stark R., Bainbridge W.S. The future of religion. Secularization, revival and cult formation. Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 1985. 571 p.

14. Wallis, Bruce 1984 – Wallis R., Bruce S. The Stark-Bainbridge theory of religion. A critical analysis and counter proposals // Sociological Analysis. 1984. Vol. 45. No. 1. P. 11–27.

15. Whitehead 2010 – Whitehead K. “Hunger hurts but starving works”. A case study of gendered practices in the online Pro-Eating-Disorder Community // The Canadian Journal of Sociology / Cahiers Canadiens de Sociologie. 2010. Vol. 35. No. 4. P. 595–626.


Рецензия

Для цитирования:


Ивлиева Е.П. Праведные анорексички: про-анорексия (про-ана) движение как аудиторный культ. Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2022;(4):20-43. https://doi.org/10.28995/2658-4158-2022-4-20-43

For citation:


Ivlieva E.P. Righteous anorexics. The pro-anorexia (pro-ana) movement as an audience cult. Studia Religiosa Rossica: Russian Journal of Religion. 2022;(4):20-43. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-4158-2022-4-20-43

Просмотров: 1462


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-4158 (Print)