Неоведантистская интерпретация индуизма в «Лекциях от Коломбо до Алморы» Свами Вивекананды
https://doi.org/10.28995/2658-4158-2020-2-14-35
Аннотация
Осмысление собственной религиозной традиции является интегральной частью самопонимания в индийской мысли и культуре XIX - начала ХХ в. в условиях индо-западного диалога в Британской Индии. Особое место в этом процессе занимает Свами Вивекананда, создавший новый обобщенный образ индуизма для индийцев, Запада и всего мира. На основе герменевтического анализа его «Лекций от Коломбо до Алморы», обращенных к индийской аудитории, в исследовании предложена реконструкция представления Вивекананды об индуизме. Он выстроил образ индуизма на основе веданты как духовного раздела Вед (Упанишады) и астика даршаны. Веданту философ представляет как всеобъемлющее основание религии, духовности. Культуры и цивилизации Индии. Соответственно, индуизм интерпретирован как ведантизм («религия Вед»), основанный на вечных принципах веданты: вере в Бога (Брахмана), карме, знании Бога через откровение Вед и познание человеческой души, и свободы (мукти) как цели религии. Веданта объемлет все формы веры и богопочитания, Личного и Безличного Бога, все религиозные пути и методы сообразно духовному уровню верующих. Вивекананда описал индуизм как религию любви и вечной гуманности. Идеализация индуизма помогает ему критиковать реальный традиционный индуизм с его кастовой системой, жестокими обычаями и жесткими ритуальными предписаниями. Практический смысл образа индуизма по Вивекананде заключен в попытке объединить разнообразно верующих индуистов всех индийских регионов ради духовного возрождения и социального развития.
Об авторе
Т. Г. СкороходоваРоссия
Скороходова Татьяна Г.- доктор философских наук, кандидат исторических наук, профессор.
440026, Пенза, ул. Красная, д. 40.
Список литературы
1. Basu 2002 - Basu, Sh. (2002), Religious Revivalism as Nationalist Discourse: Swami Vivekananda and New Hinduism in Nineteenth Century Bengal, Oxford University Press, New Delhi, New York.
2. Dasgupta 2012 - Dasgupta, S. (2012), The Bengal Renaissance: Identity and Creativity from Rammohun Roy to Rabindranath Tagore, Permanent Black, Delhi.
3. Lorenzen 2006 - Lorenzen, D. (2006) Who Invented Hinduism? Essays on Religion in History, Yoda, New Delhi.
4. Mitra 2018 - Mitra, A. (2018), The Dawn of Religious Pluralism: The Importance of the 1983 World Parliament of Religions in Chicago, Prabuddha Bharata, September, pp. 659-657.
5. Raychaudhuri 1988 - Raychaudhuri, T. (1988), Europe Reconsidered. Perceptions of the West in the Nineteenth Century Bengal, Oxford University Press, New Delhi etc.
6. Sen 2005 - Sen, A. (2005), Argumentative Indian. Writing on Culture, History and Identity, Penguin Books, London.
7. Sharma 2013 - Sharma, J. (2013), A Restatement of Religion: Swami Vivekananda and the Making of Hindu Nationalism, Yale University Press, New Haven & London.
8. Stietencron 1995 - Stietencron, H., von. (1995), Religious Configurations in Pre-Muslim India and the Modern Concept of Hinduism, in Dalmia, V. and Stietencron, H., von, eds., Representing Hinduism: The Construction of Religious Traditions and National Identity. Sage, New Delhi, pp. 51-81.
9. Костюченко 1977 - Костюченко В.С. Вивекананда. М.: Мысль, 1977. 190 с.
10. Скороходова 2015 - Скороходова Т.Г. Феномен «открытия Индии» в социальной мысли Бенгальского Ренессанса // Вопросы философии. 2015. № 9. С. 189-200.
11. Ткачева 1991 - Ткачева А.А. «Новые религии» Востока. М.: Наука, ГРВЛ, 1991. 214 с.
12. Ткачева 1999 - Ткачева А.А. Неоиндуизм и индусский мистицизм // Древо индуизма. М.: Восточная литература РАН, 1999. С. 470-486.
13. Торчинов 2005 - Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб.: Азбука-классика, Петербургское востоковедение, 2005. 473 с.
14. Фаликов 1994 - Фаликов Б.З. Неоиндуизм и западная культура. М.: Наука, Восточная литература, 1994. 219 с.
Рецензия
Для цитирования:
Скороходова Т.Г. Неоведантистская интерпретация индуизма в «Лекциях от Коломбо до Алморы» Свами Вивекананды. Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2020;(2):14-35. https://doi.org/10.28995/2658-4158-2020-2-14-35
For citation:
Skorokhodova T.G. Neo-Vedantic Interpretation of Hinduism in “Lectures from Colombo to Almora” by Swami Vivekananda. Studia Religiosa Rossica: Russian Journal of Religion. 2020;(2):14-35. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-4158-2020-2-14-35