Голова для человека vs человек для головы: представления, обычаи и практики у нага Северо-Восточной Индии
https://doi.org/10.28995/2658-4158-2022-1-44-54
Аннотация
В статье на примере племен нага, проживающих в штате Нагаленд (Северо-Восточная Индия), рассматривается региональный вариант представлений о человеческой голове и о связи головы с плодовитостью людей и земли, которые порождали стремление обладать большим количеством голов и, таким образом, послужили идейной основой традиции охоты за головами, существовавшей также у многих народов Юго-Восточной Азии и Океании. Материалом для данной статьи послужили как данные, собранные британскими антропологами в начале прошлого века, так и наблюдения автора во время полевых исследований в деревнях нага начиная с 2012 г.
Список литературы
1. Медведев 2017 – Медведев С.В. Мозг против мозга. М.: Бослен, 2017. 288 с.
2. Elwin 1969 – Elwin V. The Nagas in the Nineteenth Century. Oxford: Oxford University Press, 1969. 650 p.
3. Furer-Haimendorf 1968 – Furer-Hiemrndorf Ch., von. Naked Nagas. Calcatta: Thacker Spink & Co., 1968. 239 p.
4. Hutton 1968 – Hutton J.H. The Sema Nagas. Oxford: Oxford University Press, 1968. 467 p.
5. Hutton 1969 – Hutton J.H. The Angami Nagas. Oxford: Oxford University Press, 1969. 499 p.
6. Imsong 2009 – Imsong M. God – Land – People, an Ethnic Naga Identity. Dimapur: Heritage publishing House, 2009. 284 p.
7. Mills 1973 – Mills J.P. The Ao Nagas. Oxford: Oxford University Press, 1973. 510 p.
8. Tajenyuba 1957 – Tajenyuba Ao. Ao Naga Customary Laws. Mokokchung: Tajenyuba Award Trust, 1957. 101 p.
Рецензия
Для цитирования:
Бычкова А.А. Голова для человека vs человек для головы: представления, обычаи и практики у нага Северо-Восточной Индии. Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2022;(1):44-54. https://doi.org/10.28995/2658-4158-2022-1-44-54
For citation:
Bychkova A.A. Head meant for man vs. man meant for head. Perceptions, customs and practices of Naga tribes (North-East India). Studia Religiosa Rossica: Russian Journal of Religion. 2022;(1):44-54. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-4158-2022-1-44-54