Preview

Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии

Расширенный поиск

Теория фреймов как метод современного религиоведения: межрелигиозный фрейм и проблема социального признания мусульман в немусульманских обществах

https://doi.org/10.28995/2658-4158-2021-4-70-82

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается социолого-психологический аспект теории фреймов И. Гофмана применительно к религиозному полю в процессе повседневного взаимодействия. С помощью данного методологического подхода можно по-новому представить процесс включения мусульман в немусульманские общества и их социальное признание. Используя теорию фреймов, можно рассмотреть, как распознают и оценивают религию разные люди в процессе повседневного взаимодействии. В статье делается акцент на разделении религиозного, межрелигиозного, цивилизационного и этнокультурного фреймов, учитывается также различный уровень взаимодействия в обществе: личное, групповое, общественное. От того, на каком уровне протекает взаимодействие, зависит изменение фрейма, так как в разных ситуациях на первый план могут выходить одни фреймы, отодвигая другие на второй план. Определенную важность имеет исследование размытости границ и перехода от одного фрейма к другому, что показано в рамках межрелигиозного фрейма на примере процесса включения мусульман в западноевропейские общества. Межрелигиозный фрейм пересекается с религиозным и цивилизационным. Подобное смешение фреймов при распознавании ситуации повседневного взаимодействия делает возникающие проблемы трудноразрешимыми. Отмечается, что «религиозные» фреймы часто распознаются через этнокультурный фрейм, усложняя поиск проблемы (к примеру, религиозные проблемы смешиваются с проблемами ксенофобии).

Об авторе

М. Н. Красильникова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Мария Н. Красильникова

109028, Москва, Покровский б-р, д. 11



Список литературы

1. Батыгин 2004 – Батыгин Г.С. Континуум фреймов: социологическая теория Ирвинга Гофмана // Гофман И. Анализ фреймов: Эссе об организации повседневного опыта. М.: Ин-т социологии РАН, Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2004. С. 7–57.

2. Вахштайн 2003 – Вахштайн В.С. Драматургическая теория Ирвинга Гофмана: два прочтения // Социологическое обозрение. 2003. Т. 3. № 4. С. 104–118.

3. Вахштайн 2011 – Вахштайн В.С. Социология повседневности и теория фреймов. СПб.: Изд-во Европейского ун-та, 2011. 332 с.

4. Гофман 2004 – Гофман И. Анализ фреймов: Эссе об организации повседневного опыта. М.: Ин-т социологии РАН, Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2004. 750 с.

5. Гусейханова, Султанов 2019 – Гусейханова З.С., Султанов К.Г. Фреймовая организация концепта «ислам» в англоязычных СМИ // Теоретическая и прикладная лингвистика. 2019. Т. 5. № 4. С. 52–61.

6. Журавский 2000 – Журавский А.В. Христиане и мусульмане: от конфронтации к диалогу // Христиане и мусульмане: проблемы диалога: Хрестоматия. М.: Библейско-богословский ин-т Св. апостола Андрея, 2000. С. VII–XVI.

7. Нортон 2016 – Нортон Э. К мусульманскому вопросу. М.: Издат. дом Высшей школы экономики, 2016. 264 с.

8. Сухоносова 2012 – Сухоносова С.В. Теория фреймов: возможности исследования повседневности // Человек в мире культуры. 2012. № 2. С. 29–34.

9. Терехов 2014 – Терехов М.Д. Фреймовый подход: философско-методологический аспект // Вестник Московского ун-та. Сер. 7 «Философия». 2014. № 6. С. 53–71.

10. Устиненко 2006 – Устиненко В.Б. Представление религиоведческих знаний в виде фреймов с целью создания сетевых моделей принятия решений // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2006. Т. 24. № 1–2. С. 49–64.

11. Фаллачи 2004 – Фаллачи О. Ярость и гордость. М.: Вагриус, 2004. 158 с.

12. Яноу, ван Хульст 2011 – Яноу Д., Ван Хульст М. Фреймы политического: от фрейманализа к анализу фреймирования // Социологическое обозрение. 2011. Т. 10. № 1–2. С. 87–113.

13. Davies 2018 – Davies P.F. Goffman’s frame analysis, modality and comics // Studies in Comics. 2018. Vol. 9. No. 2. P. 279–295.

14. Goffman 1967 – Goffman E. Interaction ritual. Essays on face-to-face behavior. N. Y.: Anchor, 1967. 270 p.

15. Ramadan 2004 – Ramadan T. Western Muslims and the future of Islam. Oxford: Oxford Univ. Press, 2004. 271 p.

16. Sanz 2017 – Sanz A.T. The Ethnic Russian as an enemy of Islam. Frame analysis of the Kavkaz center News agency, 2001–2004. Civil Wars. 2017. No. 19(3). P. 1–22.

17. Tibi 2010 – Tibi B. Euro-Islam. An alternative to Islamization and ethnicity of fear // The other Muslims. Moderate and secular. N. Y.: Palgrave Macmillan, 2010. P. 157–174.


Рецензия

Для цитирования:


Красильникова М.Н. Теория фреймов как метод современного религиоведения: межрелигиозный фрейм и проблема социального признания мусульман в немусульманских обществах. Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2021;(4):70-82. https://doi.org/10.28995/2658-4158-2021-4-70-82

For citation:


Krasilnikova M.N. The theory of frames as a method for contemporary religious studies. The interreligious frame and an issue of social recognition of the Muslims in non-Muslim societies. Studia Religiosa Rossica: Russian Journal of Religion. 2021;(4):70-82. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-4158-2021-4-70-82

Просмотров: 16


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-4158 (Print)