Preview

Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии

Расширенный поиск

Журнал "Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии" предназначен для научных и учебно-методических публикаций по религиоведению и смежным научным направлениям и представляет дискуссионную площадку для религиоведов, а также историков, социологов, антропологов, психологов и представителей других дисциплин, работающих в области изучения религий. Тематика журнала охватывает разные исторические эпохи и географические регионы. Журнал является светским академическим изданием, что предполагает диалог представителей различных научных направлений, включая теологию. Журнал публикует только оригинальные статьи, рецензии и другие материалы. Центр изучения религии РГГУ,  один из ключевых научных центров в этой области, использует журнал для освещения своей учебной и научной деятельности, презентации своих проектов, в том числе лучших работ магистрантов, аспирантов и молодых ученых.

Текущий выпуск

№ 2 (2021)
Скачать выпуск PDF
 
10-11 7
Аннотация

В 2020 г. научный и старообрядческий мир праздновал 400-летие протопопа Аввакума, духовного лидера и идеолога древней ветви русской православной традиции - старообрядчества. Номер журнала посвящен исследованию разных аспектов этого религиозного направления в XX-XXI вв. 

12-25 8
Аннотация

Автор рассматривает современную ситуацию русских староверов на Балканах и в Балтии, анализируя два аспекта развития старообрядческой диаспоры в контексте принадлежности части балканских и балтийских стран к Европейскому сообществу: 1) староверы как русское меньшинство, проживающее в «новых» европейских демократиях, в сравнении с «советскими» русскими; 2) старообрядцы как религиозная и этническая общность, активно участвующая в постмодернистских процессах возрождения своей собственной культуры, традиций и идентичности. Исследуются представления о меньшинстве в национальном дискурсе «новых» стран Евросоюза (Болгарии и Румынии на Балканах и Литве, Латвии и Эстонии в Балтии). Статья подготовлена на базе полевых исследований на Балканах и в Балтии, проведенных автором в 2008-2017 гг., а также опубликованных и архивных материалов.

26-49 7
Аннотация

Одесса всегда отличалась своей полиэтничностью и поли-конфессиональностью. Среди первых жителей города были и старообрядцы, в том числе беспоповцы, которые уже в начале Х1Х в. имели собственные молельни. К середине Х1Х в. Одесса становится одним из центров беспоповцев. В статье на основе архивных, справочных и периодических данных прослеживаются некоторые аспекты истории и культуры старообрядцев-беспоповцев города от основания общины до прекращения деятельности в конце ХХ в. Уделяется внимание проблеме существования общины - попыткам закрытия молельни в дореволюционное и советское время; дается характеристика некоторых видных деятелей, таких как Никита Яковлев, семья Алексеевых; описываются религиозные и культурные традиции одесских староверов-беспоповцев.

50-65 12
Аннотация

В центре внимания исследователя - коммуникативные процессы между наставником и прихожанами-староверами во время общей и личной исповеди в моленной. В основу работы положены устные нарративы, записанные в экспедициях к староверам Латгалии 2016-2017 гг., повествующие о порядке и времени проведения общей исповеди (покаяния), о происхождении ряда запретов и особенностях соблюдения староверческих предписаний в многонациональной и иноконфессиональной среде, о связи как с языческими представлениями славян об окружающем мире, так и с реалиями нынешнего времени.

66-81 10
Аннотация

В статье рассматривается взаимовлияние письменной и устной традиций старообрядцев-беспоповцев Новгородской области на примере пословиц, бытующих в этой среде в настоящее время. Обосновывается применение к старообрядчеству подхода, рассматривающего его как текстуальное сообщество, выявляется роль интерпретации письменных источников в устной паремийной традиции.

82-93 6
Аннотация

Верхокамье считается одним из самых изученных регионов старообрядческих регионов. Исследовательский интерес долгое время был сосредоточен на проявлениях высокой духовной и насыщенной материальной культуры. Однако в ХХ веке в регионе происходили сложные трансформации, под воздействием которых менялись не только социальные роли, но и их религиозная оценка. В статье рассматриваются несколько женских стратегий самоопределения в жизни («соборная», «непутевая», «подруга»), а также выработка компромиссных оценок каждой категории старообрядческим обществом.

94-116 13
Аннотация

Статья посвящена религиозной картине Ивана Ипатьевича Михайлова «Андрей Дионисьевич, князь Мышецкий», созданной в 1930-е гг. Цель статьи - показать эстетическую и дидактическую функцию искусства. В исследовании используются междисциплинарные подходы, способствующие более полному осмыслению (видению) картины: иконографический, иконологический и иконический методы дополняет аналитическая история культуры. Анализ позволяет заключить, что

1)        эта картина обнаруживает непосредственную связь с национальной русско-старообрядческой культурой в Польше в 1930-е гг.;

2)        картина, изображающая выговского вожака и сторонника безбрачия А. Денисова, непосредственным и парадоксальным (сложным) образом также служила укреплению особой идеологии брачных поморцев в Польше в 1930-е гг.;

3)        михайловский «Андрей Дионисьевич» был произведением, а не просто воспроизведением (более ранней гравюры), поскольку посредством «видящего видения» (важный термин в иконике М. Имдаля) приобретал новый смысл. Герой раннего староверия А. Денисов впервые стал особо важным, намного более «своим» религиозным деятелем для брачных поморцев Польши первой половины ХХ в. Иначе говоря, «видящее видение» позволяло охватить как сам предмет картины, так и художника или зрителя, который заново ее увидел (осмыслил, понял).

117-131 10
Аннотация

Автор обращается к малоизвестным страницам биографии двух выдающихся иконописцев - старовера-беспоповца из Эстонии Пимена Максимовича Софронова и католического монаха Крестовоздви-женского бенедиктинского монастыря (Шеветонь, Бельгия) отца Иеронима Лёссинка. Речь идет о периоде с декабря 1939 по 1940-е гг., когда Лёссинк обучался иконописанию у Софронова в Риме. Используются архивные материалы Крестовоздвиженского монастыря, в частности письма Лёссинка настоятелю. Они свидетельствуют о том, что отношения учителя и ученика достаточно быстро перерастают в подлинное сотрудничество, а затем глубокое взаимное уважение и дружбу. Автор подчеркивает, что через своих многочисленных учеников в Париже, Праге, Риме и Америке Пимен Софронов не только передал, но и возродил старинную иконописную традицию в Европе и в Новом Свете, выходя за пределы разделения Церквей.

Varia 

132-156 116
Аннотация

Статья посвящена анализу представления во французской гравюре XVI в. гибели Генриха де Гиза и Людовика де Гиза в Блуа в декабре 1588 г. Убийство лидеров католической партии по приказу короля Франции спровоцировало рост числа тираноборческих памфлетов и связанных с ними листовок. Как и в случае с текстовыми источниками, для гравюры лигеров характерно сведение образов братьев Гизов к религиозному: они представляются как «мученики за веру» при помощи ряда библейских аллюзий, вершиной которого становится imitatio Christi.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.